В. Иванов

«По преданию, — пишет Рерих, — Будда был где-то за Гималаями, ибо на подвиг он пришел с севера. Но где же Христос был до тридцатилетия. Кто знает эти прибежища?» (Н. К. Рерих. Сердце Азии, стр. 98.)

А вот в каких туманных словах Рерих повествует о грядущем Мессии, именно о грядущем, а не о пришедшем уже Мессии — Христе.

«Благословенный Майтрейя-Мессия всегда изображается в венце. В большом образе. В Ташилумно (монастырь Таши Ламы) три года назад поставлено гигантское изображение Майтрейи-Спасителя Мира. Эту идею приносит новый наступающий век тибетского летоисчисления». (Сердце Азии,стр.112.)

Кто этот Майтрейя? Сам Рерих отвечает:

«Но будущее овеяно уже солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном почитании и ожидании Майтрейя-Будды. Уже три года, как Таши Лама в своем Ташилумно торжественно и явно воздвиг великое изображение Грядущего. Идет незримая напряженная работа».(Сердце Азии, стр. 132.)

Так отражается религиозное мировоззрение Рериха в его литературных трудах. И те же мысли, те же настроения господствуют в произведениях его кисти.

Картины Рериха на религиозные темы чужды истинному религиозному мистицизму. Основное направление его творчества — пантеизм. Рерих вносит своими произведениями в христианскую живопись модернизм, не имеющий ничего общего с подлинной христианской живописью, столь ярко выраженной в творениях Нестерова и Васнецова, этих общепризнанных корифеев христианской живописи. В картинах Рериха отсутствует христианское настроение, радостное чувство и тихий свет, то есть то, что может создать не теософ с извращенной мистикой, каковым и является Рерих, а глубочайший мистик — христианин и чистый исповедник Христа.

Изображение препод. Сергия, помещенное в книге Н. К. Рериха «Знамя преп. Сергия Радонежского», носит определенно кощунственный характер. Задний план, фон картины составляют «священные» для Рериха Гималайские горы, откуда воссияла «мировая всеобъемлющая религия» —теософия. При взгляде на «Св. Сергия» не трудно увидеть самого Рериха, в которого воплотился преп. Сергий Радонежский. Должно ли говорить о лике Спасителя, изображенном где-то у ног «Сергия», причем ни черты Лика, ни сияние вокруг головы — невиданные в Православной иконописи до Рериха. И наконец, изображая «святого Сергия», Рерих не преминул на плате, вложенном в руки «Сергия», по краю изобразить подобие каймы и в середине каймы поместить масонский знак — три точки, который, по толкованию Рериха, символизирует собой знамя мира. Картины Рериха на религиозные сюжеты, содержа в себе псевдохристианские настроения, являются пропагандой масонства и дают возможность вводить в заблуждение истинных христиан, что и случилось в Харбине, где, по прискорбному недоразумению, Рерих был приглашен обществом «Икона» в качестве почетного члена. II. Второй задачей деятельности Рериха является пропаганда «вечного мира» и международной солидарности.