Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз»

Я так смотрю на это. И очень часто, когда  я оставался со своей старой мамой, которая, конечно, не могла ходить в церковь, я включал, правда, не телевидение, а магнитофон – допустим, Всенощную. И все – было богослужение. Она сидела, я стоял, и не было ни отвлечений, ни развлечений. Так почему бы не помолиться? Это очень даже хорошо, но только при таких условиях.

– Но это возможно лишь тогда, когда человек воспринимает это как молитву, а не сидя в кресле с чашечкой кофе наблюдает за всем происходящим…

– С чашечкой кофе, да еще и с коньяком...

– «Чудо может творить только Сам Бог, но почему же мы тогда называем святого Николая Чудотворцем?»

– По очень простой причине: того, через кого Бог творит чудо, мы называем чудотворцем. Кстати, посмотрите на чудотворные иконы – что, икона сама творит чудо? Ну конечно, нет. Я однажды грозно задал вопрос в одном московском храме: «Кому нужно молиться от пьянства?». Все дружно ответили: «Неупиваемой Чаше». Я говорю: «Правильно, не вздумайте молиться перед Казанской, Владимирской или Иверской»… но, правда, можно помолиться и перед иконой «Прибавление ума».  Вот так, примерно.

А Николая Чудотворца чудотворцем называют, потому что чудо вершится благодаря его молитве, ведь мы обращаемся к нему: «Святый отче Николае, моли Бога о нас». Не «исцели», а «моли Бога о нас». Святые – посредники... И как мы друг друга просим часто помочь, помолиться: помолись за меня, у меня сейчас вот сложное дело, я туда-то еду – просим кого? Грешных людей. Тем более мы обращаемся к святым: помолись за меня, чтобы Господь это сотворил. Поэтому никакого противоречия здесь нет.

– Алексей Ильич, в продолжение нашего разговора вопрос из Пятигорска. «Я смотрю телеканал «Союз», и вот однажды там говорят такую фразу: «Пресвятая Богородице, спаси нас». И второе. Священник говорит, что надо поклоняться мощам. И вопрос: спасает только Бог, и надо поклоняться Богу. Почему же говорят: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и что – надо поклоняться мощам?»

– Мы уже говорили, что любой святой, и в том числе Сама Пресвятая Дева – только молитвенники за нас. Есть одно небольшое «но», которое иногда не учитывают – у апостола Павла есть замечательные слова: «иная слава солнцу, иная луне, иная звездам, но и звезда от звезды тоже разнится во славе».Так вот и здесь. Православное вероучение, да и вообще христианское, я бы сказал, совершенно единогласно, единодушно говорит о том, что Божия Матерь является самой великой Святой. Следовательно, Ее молитвы наиболее действенны, наиболее, если хотите, помогают нам. И вот учитывая, что именно Ее молитвы таковы, часто и прилагается в молитвах Ей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Речь идет совсем не о том, что Она Сама может спасать, а об особой силе Ее молитв. И мы говорим: «спаси нас».Впрочем, такие обращения можно найти и в отношении других святых, в молитвах к ним и в акафистах; это обращение носит не догматический характер, не вероучительный, а ничто иное как способ нашего выражения понимания силы молитв, которые исходят от Божией Матери или какого-то святого. Только и всего.А что касается мощей, речь здесь вот о чем. Нужно разделять две вещи, которые на греческом языке выражены четкими понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» – служение и поклонение. И есть «проскиниесис», которое переводится так же. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о богопоклонении, а о мощах, об иконах – о «проскиниесис»: это некое уже служебное поклонение, не такое, как поклонение Богу, но поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека.Ничего удивительного в этом нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможами, перед какими-то власть имущими и так далее. Тоже поклонение. Но какое? Не Божеское.Так вот, есть Божеское поклонение, которое выражено очень хорошим словом «латрия», а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым, если хотите, в нашей человеческой жизни, в человеческой атмосфере. Только и всего. Поэтому мощам как таковым мы не поклоняемся – в данном случае мы поклоняемся святому, поклоняемся перед святостью человека, мощи которого сейчас перед нами.Так же, как, кстати, и иконы. Помните, мы уже говорили об этом, но я хочу вам напомнить еще раз: любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не какой-то ее особой силой. А чем? Силою веры и искренности обращения человека перед этой иконой Божией Матери или Спасителя, или кого-то из святых. Поэтому, если хотите, в принципе любая икона может оказаться чудотворной. Вот какова ситуация.