Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз»

– Мы уже говорили, что любой святой, и в том числе Сама Пресвятая Дева – только молитвенники за нас. Есть одно небольшое «но», которое иногда не учитывают – у апостола Павла есть замечательные слова: «иная слава солнцу, иная луне, иная звездам, но и звезда от звезды тоже разнится во славе».

Так вот и здесь. Православное вероучение, да и вообще христианское, я бы сказал, совершенно единогласно, единодушно говорит о том, что Божия Матерь является самой великой Святой. Следовательно, Ее молитвы наиболее действенны, наиболее, если хотите, помогают нам. И вот учитывая, что именно Ее молитвы таковы, часто и прилагается в молитвах Ей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Речь идет совсем не о том, что Она Сама может спасать, а об особой силе Ее молитв. И мы говорим: «спаси нас».

Впрочем, такие обращения можно найти и в отношении других святых, в молитвах к ним и в акафистах; это обращение носит не догматический характер, не вероучительный, а ничто иное как способ нашего выражения понимания силы молитв, которые исходят от Божией Матери или какого-то святого. Только и всего.

А что касается мощей, речь здесь вот о чем. Нужно разделять две вещи, которые на греческом языке выражены четкими понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» – служение и поклонение. И есть «проскиниесис», которое переводится так же. Но когда мы говорим о «латрии», мы говорим о богопоклонении, а о мощах, об иконах – о «проскиниесис»: это некое уже служебное поклонение, не такое, как поклонение Богу, но поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, святостью этого человека.

Ничего удивительного в этом нет, особенно в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможами, перед какими-то власть имущими и так далее. Тоже поклонение. Но какое? Не Божеское.

Так вот, есть Божеское поклонение, которое выражено очень хорошим словом «латрия», а есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым, если хотите, в нашей человеческой жизни, в человеческой атмосфере. Только и всего. Поэтому мощам как таковым мы не поклоняемся – в данном случае мы поклоняемся святому, поклоняемся перед святостью человека, мощи которого сейчас перед нами.

Так же, как, кстати, и иконы. Помните, мы уже говорили об этом, но я хочу вам напомнить еще раз: любая икона может стать чудотворной, ибо ее чудотворность обусловлена не какой-то ее особой силой. А чем? Силою веры и искренности обращения человека перед этой иконой Божией Матери или Спасителя, или кого-то из святых. Поэтому, если хотите, в принципе любая икона может оказаться чудотворной. Вот какова ситуация.

Обратите внимание: к чудотворным иконам, к мощам подходит множество людей. А многие ли исцеляются? Единицы. Потому что действие заключается в силе не самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы человека, что подходит  к иконе или мощам. При этом чрезвычайно важно отметить следующее. Многие идут и прикладываются к мощам и иконам с чем: «Господи, исцели меня от печенки или от селезенки, или чтобы мой муж не гулял, или чтобы мой брат не пил…» – и так далее. С чисто земными вещами подходят. И потому редко когда получают какой-то положительный ответ – забывая, что когда мы подходим к святыне, должны молиться: «Господи, на все Твоя воля, Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но будет, Господи, Твоя воля». И через угодника Божия, к мощам которого подходим: «Так окажи Свою милость – насколько Ты, Господи, хочешь, а не я, Твоя воля да будет, а не моя».Вот только когда смирение здесь присутствует, когда Господь видит искреннее смирение человека, готового принять любой вариант, тогда происходит чудо. А когда он идет и говорит: «Господи, вот это дай мне, и больше мне ничего на свете не надо», как правило, человек никогда не получает просимого. Это очень важно.Я очень часто вижу, как люди к мощам стоят, приходится говорить: поспрашивайте с магнитофончиком, о чем вы просите. И мы увидим исключительно земные просьбы; редчайшее явление, если мы сможем найти, чтобы человек ответил: «Я никак не могу избавиться от зависти, Отче, помоги мне». Найдете вы такое?– Алексей Ильич, тут я с Вами не соглашусь. Знаете, почему? То, о чем Вы говорите, было справедливо в полной мере еще три года назад (а критерием истины является опыт, практика). Теперь, спустя три года Ваших лекций на телеканале «Союз», мы проходим с магнитофончиком, и под влиянием Ваших лекций люди начинают просить о духовном – мы спрашиваем их: зачем вы пришли?  И уже тех ответов, что «пришел попросить здоровья дочери, пришел, потому что у меня болит печенка или селезенка», стало намного меньше. Люди приходят сейчас, послушав Ваши выступления, эту лекцию – я тоже очень хорошо ее помню. Они начинают уже говорить и про страсти, и «я просто пришел отдать честь и поклониться мощам святого, которые привезли в храм». Не то что «мне ничего не надо», а «я пришел поклониться святому, и я ничего не собираюсь просить» – просветительская работа меняет ситуацию...– Молчу.– Хорошо, но я бы попросил Вас чуть-чуть развить мысль про иконы; мы получили письмо от семьи Спиридоновых из Костромы: «Здравствуйте, уважаемый Алексей Ильич! Мы с супругой стараемся не пропустить ни одной Вашей лекции, и огромная Вам благодарность за Ваши титанические усилия в освещении вопросов концепции Православия. Курс Ваших лекций буквально перевернул все наше мировоззрение. Мы раньше думали, что Православие – это примитивный подход к христианству, но благодаря Вашим лекциям мы осознали, каких глубин мысли достигли наши святые отцы. Благодаря Вашим лекциям мы перестали посещать собрания… Речь идет об одной из сект, я не буду ее называть. Но несколько вопросов для нас до сих пор остаются без ответа. В частности, в Библии написано, что нельзя поклоняться рукотворным образам и изображениям. Поясните, пожалуйста, почему в Православии вообще необходимы иконы».– Первое общего характера замечание не будет ответом на вопрос, но я считаю необходимым его сделать. Святитель Иоанн Златоуст, который является, я бы сказал, очень большим авторитетом в Православной Церкви, и великолепный экзегет, у которого остались толкования на Священное Писание, в частности, говорил: «Ветхий Завет отстоит от Нового как земля от неба». Как важно бы это помнить, ведь это не пустые слова он произнес. Недаром Завет называется Ветхим, то есть обветшавшим, как старая одежда, которую мы меняем на новую.