ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ И НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА АНТОНИЯ-Священник Александр Краснов -ЧАСТЬ I-Вступление -Мы едем к старцу Антонию.

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ И НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА АНТОНИЯ

Священник Александр Краснов

ЧАСТЬ I

Вступление

Мы едем к старцу Антонию. Кто он - схимонах, иеросхимонах, послушник, инок, архиерей или священник - ничего этого мы доподлинно не знаем. Около полугода назад стали раздаваться вопросы по поводу некоего старца, которому было видение о конце света. Вначале я отшучивался, и вообще старался приписать все неверию людей в официальное, стремлению найти истину где-то вне стен иерархических. Даже проповедь сказал на эту тему. Но вопросы не утихали, их количество даже увеличивалось. Не обращать на них внимания было бы уже делом неразумным, тем паче, что вопросы-то глупыми и не назовешь! Более того, будучи большим почитателем Святителя Игнатия (Брянчанинова), я многократно находил созвучие слов старца с тем, что утверждал жизнью и словом на основе Священного Писания и Святоотеческого Предания великий богослов и Святитель XIX века епископ Кавказский Игнатий! А тут прихожане: "Батюшка, вам стоит съездить к старцу!"

На одной из архиерейских епархиальных служб, при большом стечении духовенства, я услышал разговор о некоем Антонии, еще царском протоиерее, много претерпевшем при советской власти, были и Соловки, и Колыма и пр. и пр. По освобождении своем, на службу принят не был, как неблагонадежный. Дети от отца отказались и тогда Антоний, священник Бога Живаго, идет на работу кочегаром в небольшом городке. Люди очень любили "своего попа"! Нет, в городке был храм, были настоятели-то лучше, то хуже, но их, как водится, регулярно меняли, иногда, люди и имени-то запомнить не могли! Богу ведомо и архиерею. Но был Антоний-кочегар! Ночами появлялись посетители возле его печей и просили крестить, святить, отпевать, помолиться, в общем, обо всем том, в чем нуждается душа православная! Я не выдержал и спросил: "Так это тот старец, что поселился в нашем городе?" "А ты что, у него еще не был?! - услышал в ответ удивленный возглас знакомого священника, - Мы завтра едем, хочешь, - поехали с нами". И я согласился.

Теперь вот мы следуем на окраину большого города, в частный сектор, в дом женщины, приютившей столь знаменитого старца. А знаменит он был не столько своей необычной судьбой, сколько видением последних лет существования мира и пророчествами о том, как и кто может спастись. При общем интересе к этому вопросу, понятно, что безвестность отцу Антонию не грозила! Так, во всяком случае, я думал перед встречей.

Первая встреча. Передняя машина остановилась - мы приехали. Небольшой аккуратный дом, возле калитки нас встречает женщина приветливой улыбкой - мои спутники ей, видимо, хорошо знакомы, тут же начинаются расспросы о здоровье матушек, детворы и т.п. На удивление, женщина одета в довольно светлое платье, платок на голове вообще белый и повязан как у стряпух, по - слобожански - назад. Я ожидал черных платьев, платков, нарочито угрюмых кликушеских лиц (почему-то именно это считается истинным православным обликом), а увидел нормальных людей с улыбкой на устах. Из дома вышло еще несколько женщин, среди них были и прихожанки нашего храма. Я захожу и... замираю. Это состояние невозможно передать словами, это переживание какого-то детского восторга и трепета одновременно. На металлической кровати полулежал столетний старец. Он был очень высокого роста, что-то, вероятно, под метр девяносто, имел необычайно правильные славянские черты лица. Огромная борода и длинные, слегка вьющиеся волосы на голове, были белыми. Нет, это не была цыганская седина, эта белизна была как бы олицетворением сущности этого человека. Весь облик его, облик монаха, аскета первых времен христианства, поражал величием и одухотворенностью, молитвенностью. И только глаза были несколько иными - они излучали какую-то необыкновенную свежесть и доброту. На устах играла легкая улыбка, добрая, ласковая, я бы сказал, согревающая. "Заходите, отцы святые, заходите!" "Да уж, думаю, святые! Тут грехов, хоть каждый день на исповедь!" Не успела у меня мелькнуть эта мысль, а старчик - то и отвечает, как бы продолжая свою первую фразу: "Да, грехов у всех хватает, но святость священника особого рода, это не святость подвижника, Божьей милостью и помощью обретенная, зависящая от отсутствия согрешений. Изначальная святость священника - дарованная, не стираемая! Иной и умудрится подрасплескать, а Господь восполнит, - плох, да свой!" Окружающие не поняли, естественно, что они слышали ответ на мою мысль, а я взял себе это на заметку - нужно быть осторожнее! Все по очереди облобызались со старцем и, по его приглашению, присели на стулья, стоявшие у кровати. "Тут вот были только что ораторы, - старец кивнул головой на стулья, и усмехнулся, - доказывали абсурдность Страшного суда, конца света, рая и ада, дескать, придумали все темные рыбари! Может, и слышали истину, да уразуметь не смогли, - высшее образование отсутствовало! Мы вот, светлые головушки, существование Бога не отвергаем, но не как Личности, а всеобщего космического разума. И цитатки у них подобраны, под очередную душепагубную теорию. А я лежу и думаю, - улыбка исчезла с губ от. Антония, - это бы их рвение да на учебу, а не учительство! Закончили они и ждут, что скажу. А что сказать, сказать-то и нечего - глупость одна! На глупость и отвечу глупостью! А беса вы видели, говорю?! Ну, они обиженно в ответ: "Мы с вами серьезно, а вы шуточками!" А я им в ответ, что, дескать, вы и Евангелие дерзаете цитировать, да и со святыми отцами, с творениями их знакомы, а разумения нет! Вы пришли найти подтверждение вашим суемудрениям и, прежде всего, мысли о ненужности Церкви, о Ее не необходимости в деле спасения, увы, я Вам не помощник! Да, сидел. Да, не был принят в клир нескольких епархий. Но разве это может быть поводом для хулы на Церковь с Ее догматами?! Вы Евангелие пытаетесь обратить против Церкви, а кто дал-то Его вам, как не Апостольская Кафолическая Церковь! А за беса я вам не шутки ради, это не шутки его видеть, перечитайте преп. Серафима Саровского или Свт. Игнатия Брянчанинова! Молчат, а что им сказать, сказать-то нечего - увидеть, значит узнать, а узнать - это уже не вера, а знание! А разговор о вере. О вере, вроде бы, как и легче говорить - вера, попробуй, узнай где правда, я верю в то, а он - в иное! На первый взгляд - все логично! Увы, только на первый!"