Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты
СЛОВО О РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ЕСТЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОБРУ И ЗЛУ
СОДЕРЖАНИЕ СЛОВА
1) Введение. 2) Состояний естества в отношении к добру и злу — три. 3) О состоянии естества в отношении к добру и злу по сотворении человека. 4) О состоянии — по падении человека. 5) О состоянии — по искуплении человека. 6) Об обновлении искупленного естества, в случае его повреждения, покаянием. 7) Об отношении обновленного естества ко злу. 8) Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Христов подвижник, чтоб верно судить о себе и правильно действовать относительно себя, имеет необходимую нужду в правильном понятии о своем естестве. Истинная мысль есть источник всех благ; мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех плодов, которые непременно должны родиться от нее. Если мы видим подвижничество неувенчанным духовными плодами или увенчанным плодами самообольщения, то должны знать, что причиною этого было ложное направление, ложная исходная точка деятельности. Увы! Нередко взор ума поражается печальным зрелищем, возбуждающим сердце к горьким слезам. Что может быть печальнее того зрелища, когда подвижник, проведший всю жизнь в недре святой обители, в непрестанном служении Богу, в непрерывных подвигах, увидит, при беспристрастном воззрении на себя, свое решительное бесплодие — увидит в себе возросшими и укрепившимися различные страсти, которые, при вступлении его в иночество, были очень слабы, почти недействительны? Что может быть печальнее зрелища, когда то же самое он увидит и в собратиях своих? Тем печальнее это зрелище, что обращение и исправление себя делается в известном возрасте и положении весьма затруднительным. Великое и блаженное дело — когда мы возвеличим в себе Христа. Великое несчастье — несчастье, состоящее в отчуждении от Бога и во времени, и в вечности — когда мы разовьем в себе свое падшее я.
2. СОСТОЯНИЕ ЕСТЕСТВА В ОТНОШЕНИИ К ДОБРУ И ЗЛУ - ТРИЧтоб избегнуть великого злополучия — отчуждения от Бога и во времени и в вечности, вступим на стези правые и святые. Чтоб стяжать правильную христианскую деятельность, с отчетливостью изучим естество человеческое в трех его состояниях: в состоянии по сотворении, в состоянии по падении, в состоянии по искуплении [152] . Тогда только может быть правильною, богоугодною деятельность христианина, когда он действует, или старается действовать, исключительно по законам естества человеческого, обновленного.3. О СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВА В ОТНОШЕНИИ К ДОБРУ И ЗЛУ ПО СОТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКАВ состоянии по сотворении человеческое естество было вовсе непричастно злу. В нем жило и действовало одно цельное добро. Никакого опытного понятия о зле человечество не имело. Оно знало только, что существует зло, что опытное познание зла пагубно для человечества (Быт.2:9,17; 3:2). Теоретическое, поверхностное познание о зле не могло иметь никакого вредного влияния на человеческое естество, как познание мертвое, равновесное незнанию в отношении к внутренней и внешней деятельности человека. Падение человека совершилось при посредстве деятельного, опытного познания зла; падение человека заключается в деятельном, опытном познании зла, в усвоении себе зла. Так теоретическое познание о яде не причиняет смерти, напротив того, предостерегает от нее; практическое познание яда, то есть вкушение его, приносит смерть.4. О СОСТОЯНИИ ПО ПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА