Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

СЛОВО О РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ЕСТЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОБРУ И ЗЛУ

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВА

1) Введение. 2) Состояний естества в отношении к добру и злу — три. 3) О состоянии естества в отношении к доб­ру и злу по сотворении человека. 4) О состоянии — по падении человека. 5) О состоянии — по искуплении человека. 6) Об обновлении искупленного естества, в случае его по­вреждения, покаянием. 7) Об отношении обновленного есте­ства ко злу. 8) Заключение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Христов подвижник, чтоб верно судить о себе и правильно действовать относительно себя, имеет необ­ходимую нужду в правильном понятии о своем естестве. Истинная мысль есть источник всех благ; мысль лож­ная есть источник ошибочной деятельности и тех пло­дов, которые непременно должны родиться от нее. Если мы видим подвижничество неувенчанным духовными плодами или увенчанным плодами самообольщения, то должны знать, что причиною этого было ложное направ­ление, ложная исходная точка деятельности. Увы! Неред­ко взор ума поражается печальным зрелищем, возбужда­ющим сердце к горьким слезам. Что может быть печаль­нее того зрелища, когда подвижник, проведший всю жизнь в недре святой обители, в непрестанном служе­нии Богу, в непрерывных подвигах, увидит, при беспри­страстном воззрении на себя, свое решительное бес­плодие — увидит в себе возросшими и укрепившимися различные страсти, которые, при вступлении его в иночество, были очень слабы, почти недействительны? Что может быть печальнее зрелища, когда то же самое он увидит и в собратиях своих? Тем печальнее это зре­лище, что обращение и исправление себя делается в известном возрасте и положении весьма затруднитель­ным. Великое и блаженное дело — когда мы возвеличим в себе Христа. Великое несчастье — несчастье, состоя­щее в отчуждении от Бога и во времени, и в вечности — когда мы разовьем в себе свое падшее я.

2. СОСТОЯНИЕ ЕСТЕСТВА В ОТНОШЕНИИ К ДОБРУ И ЗЛУ - ТРИ

Чтоб избегнуть великого злополучия — отчуждения от Бога и во времени и в вечности, вступим на стези правые и святые. Чтоб стяжать правильную христианс­кую деятельность, с отчетливостью изучим естество че­ловеческое в трех его состояниях: в состоянии по сотво­рении, в состоянии по падении, в состоянии по искуп­лении [152] . Тогда только может быть правильною, бого­угодною деятельность христианина, когда он действует, или старается действовать, исключительно по законам естества человеческого, обновленного.

3. О СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВА В ОТНОШЕНИИ К ДОБРУ И ЗЛУ ПО СОТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

В состоянии по сотворении человеческое естество было вовсе непричастно злу. В нем жило и действовало одно цельное добро. Никакого опытного понятия о зле человечество не имело. Оно знало только, что существу­ет зло, что опытное познание зла пагубно для человече­ства (Быт.2:9,17; 3:2). Теоретическое, поверхностное познание о зле не могло иметь никакого вредного влияния на челове­ческое естество, как познание мертвое, равновесное незнанию в отношении к внутренней и внешней дея­тельности человека. Падение человека совершилось при посредстве деятельного, опытного познания зла; падение человека заключается в деятельном, опытном познании зла, в усвоении себе зла. Так теоретическое познание о яде не причиняет смерти, напротив того, предостерегает от нее; практическое познание яда, то есть вкушение его, приносит смерть.

4. О СОСТОЯНИИ ПО ПАДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА