Стеняев Олег. /Диспут со "Свидетелями Иеговы"/ Библиотека Golden-Ship.ru

3,14, встречается в Писании только 51 раз (!). Для сравнения – Имя Господа Бога µyhla (Элоhим) встречается в Ветхом Завете 1 083 раза. Так что в двух словах названия вашей организации – «свидетели...» и «...Иеговы»  – мы видим две ошибки: одну – экзегетическую, другую – филологическую. Вы готовы продолжать нашу сегодняшнею беседу, или вы устали? Тогда мы могли бы встретиться завтра. Свидетель Иеговы:  Да. Лучше завтра...   (Конец второй встречи) Встреча третья. 9.

О Святой Троице Свидетель Иеговы:  Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о Троице. Православный: Я ждал этого вопроса. Свидетель Иеговы:  Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в Еврейских и Греческих Писаниях нету даже упоминания о «Троице». Бог – одна личность, величайшая во вселенной. Бог не три личности: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть» (Втор.6,4).

Он именно один, прочитаем два стиха: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал.2,10); «потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3,30). Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк.3,14).

Здесь надо обратить внимание на слова «начало создания Божия». Дальше: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (Н.М. Кол.1,15). Очевидно, чтобы Бог должен быть превозносим над всем: «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца» (Н.М. Фил.2,10-11).

Как видите, сын все делает и преклоняет к славе своего отца. При этом, очевидно, что сын меньше отца: «Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава – Христос, а женщине глава – мужчина, а Христу глава – Бог» (Н.М. 1 Кор. 11,3). Сын – прежде всего, посланник своего отца, это надо помнить: «Иисус сказал им: «Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь.

И пришел я не от себя, но Он послал меня» (Н.М. Ин.8,42). Следовательно, и святой дух – действующая сила Бога. Сила – не личность: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него» (Н.М. Мф.3,16). Дух – именно «дух Бога» и не более того. Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: «пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103,30).

Что вы можете сказать по этому поводу? Православный: В Библии о Святой Троице говорится достаточно много. Прежде всего, обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие 1,26); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт.3,22). Здесь о Творце говорится во множественном числе.

В то же время, Писание категорично утверждает, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт.5,1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же «полноте» человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие» (1 Фес.5,23). То же самое мы видим и в следующим тексте: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Быт. 11,7-8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Ягве) в единственном числе. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве»: «бэрешит бара элоhим эт hашамайим ве эт hаарец», дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ с небом и с землею». Как мы видим глагол adB (бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое Имя Бога в Библии – µyhla (Элоhим) во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе «бара» – «сотворил». Арамейское слово dB  (бар) означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета об Иисусе Христе. Сказано: «и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф.3,9). В то же время, и о Святом Духе сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, во множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48,16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» (Мф.6,10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,16-17). А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1,26). Блаж. Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что один и тот же Бог не просто один, но существует более чем одна (Его) Ипостась [Личность]. Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх.3,6).