Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Этот Дух в тебя вселится, Обитать в тебе Он будет, Просветит и осияет Он тебя, соделав светом, И всецело переплавит[15], Сделав тленное нетленным, Обновит Он, — говорю я, - Обветшавшее жилище - Дом души твоей погибшей. Вместе с нею Он все тело От истления избавит И тебя по благодати Богом сделает, подобным Первообразу — о чудо!

О неведомая тайна, Что познать никак не смогут Все, кто страстью одержимы, Что неведома всем гордым, Миролюбцам, славолюбцам, Что всегда от всех гневливых И злопамятных сокрыта, От завистливых и пьяниц, Блудников и злоязычных, Плотолюбцев, сребролюбцев И обжор, и тайноядцев[16], Празднословов, сквернословов И беспечных и ленивых, И от тех, кто ежечасно.

Покаянье не приносят, Кто не плачут ежедневно, Кто являют непокорность, Кто всегда со всеми спорят, Кто живут без всяких правил[17], И от тех, кто, величаясь, Почитают себя чем-то, Будучи ничем[18], конечно, Кто гордятся пред другими Ростом, силой и здоровьем, Красотой лица и тела Или чем-либо подобным, И от тех, кто не имеют Сердца чистого[19], не просят С теплотой сердечной Бога, Чтоб им дал Святого Духа, Кто не веруют, что Дух сей, Всем желающим дается В наше время, как и прежде, Ведь неверье отгоняет Пребожественного Духа.

Кто не верит, тот не просит, Не просящий — не приемлет[20], Не принявший — мертв, конечно, А о мертвом как не плакать, Что себя живым считает, Мертвым будучи всецело? Мертвецы ведь мертвых видеть И оплакивать не могут, А живые, видя мертвых, Огорчаются и плачут, Потому что видят чудо Но понять его не могут: Умерщвленные как будто И живут, и даже ходят, И слепые — мнят, что видят, И глухие — мнят, что слышат.

Да, они живут и видят, Но как рыбы или птицы, Да — и думают, и слышат, Но подобно бессловесным: Чувством чувствовать не могут, В мертвой жизни[21] пребывая. Можно жить ведь неживому, Можно зрячему не видеть, И имея слух — не слышать. - Как? скажи мне. Слушай дальше. Те, кто здесь живут по плоти, Кто на здешнее лишь смотрят, Кто божественные речи Слышат плотскими ушами, Все они духовно глухи, Слепы и мертвы всецело, Возрожденья к новой жизни Не сподобились от Бога[22], Не восприняли и Духа, И глазами не прозрели, И Божественного света Не увидели, слепые, И Святого Духа голос Не услышали, глухие.

Как же могут таковые Христианами считаться? Но божественного Павла Ты послушай, или лучше - Самого Христа, так ясно Говорящего об этом: “Человек был первый перстным, Из земли ведь был он создан, Человек второй — небесный, Ибо Он с небес спустился”[23]. Будь внимателен к словам сим. Ведь каков был первый, перстный, Таковыми все земные Люди, перстными, рождались, А каков Христос Небесный, Таковыми все бывают Те, кто веруют Владыке[24], Возродившееся свыше И крестившееся Духом[25].

Бог — родивший, таковыми И рожденные бывают От Него: от Бога — боги, И Всевышнего сынами Называет их Писанье[26], Ибо Бог усыновил их. Слышал Божьи изреченья? Слышал, как Он отделяет Верных Богу от неверных, Как дает им знак, отличье, Чтоб ученьями чужими Все они не обольщались? От земли — сказал Он, — первый, Ибо создан был он перстным, От небес — второй, Владыка Всей земли, с небес сошедший.

Первый смерть принес всем людям, Ибо заповедь нарушил - И все люди стали тленны, А второй принес на землю Жизнь и ныне всем приносит Свет, бессмертье и нетленье[27]. Слышал, что тебе служитель Говорит небесных таинств? Слышал Господа, Который Говорит устами Павла, Научая нас, какими Все должны быть те, кто верят И в делах являют веру?[28] После этого нимало Ты не должен сомневаться: Если сам христианин ты, То каков Христос Небесный, Таковым и ты быть должен. Если ж нет, христианином Как дерзаешь называться? Ибо если говорит он, Что каков Господь Небесный, Таковы все те, кто верят Во Христа — они небесны, То, конечно, остальные, Кто о мире помышляют А живут по воле плоти - Не от Бога, не от Слова, Что с небес сошло на землю, Но они — от человека, Сотворенного из персти. Так ты думай, так и веруй И старайся стать небесным, Как сказал с небес Сошедший, Всей вселенной жизнь дающий. Он есть хлеб, сходящий свыше[29]: Кто его всегда вкушают, Те вовек не узрят смерти[30], Ведь небесными став в жизни, Все они во век пребудут И совлекшимися тленья, И отбросившими смертность, Облеченными в нетленье, Прилепившемися к жизни. Стали все они бессмертны И соделались нетленны, Потому и называют Их небесными по праву Ибо кто из нас от века - Из Адамовых потомков - Таковым назваться мог бы, Прежде чем с небес на землю Не сошел Владыка твари, Царь земных, Господь небесных? Он от нас воспринял тело, Нам же Духа дал Святого, Как мы много раз сказали[31]. Дух же сей, как Бог Небесный Это все и подает нам. - Что “все это“? — То, о чем я Многократно говорил вам, Но скажу теперь я снова. Он бывает как бы некой Пребожественной, чудесной, Световиднейшей купелью. Он — кого найдет достойным - Тех всецело обнимает И внутри Себя содержит. Как скажу, как изреку я То, что с ними происходит? Дай мне слово, о мой Боже, Душу некогда мне давший! Дух Божественный и вечный, Если внутрь Себя кого-то Восприимет, тех как Бог Он Совершенно обновляет, Обновив — воссозидает, воссоздав — новотворит их[32] Несказанно и чудесно! - Как же Дух не приобщится Их не чистоте и скверне? - Точно так же, как не примет Черноты железа пламя, Но, напротив, сообщает Все железу, что имеет, Дух Божественный, нетленный, Бесконечный и бессмертный, Всем им дарует не тленье, Сообщает им бессмертье. Он как свет незаходимый Всех соделывает светом, В ком вселиться соизволит. Будучи всецело Жизнью, Жизнь с избытком[33] Он дает им. Как с Христом одноприродный, Как Ему единосущный И Ему единославный[34], С Ним всегда соединенный, Он и им дает все это - И они все совершенно И во всем Христу подобны.