Кириллова Ксения

Экспертное заключение № 3 указывает, что практика религиозной организации Свидетелей Иеговы содержит ряд определенных признаков, в частности это жесткий контроль сознания и поведения членов общины.

Экспертиза № 4 отмечает, что «С самого начала и по сей день основным занятием членов организации является распространение информации о культе и вербовка новых членов – «свидетельствование».

Посещение частных домов, квартир, учреждений, предприятий, обращение к прохожим на улице, соседям, коллегам по работе и т.п. осуществляются массированным образом «по квадратам» подобно тому, как менеджер обходит все точки, где он может предложить свой товар. Вся система действует по принципу коммерческого предприятия, каковым, в сущности, и является». Также в данном заключении указывается, что в механизмах создания и поддержания членства в организации существует «жестко организованный постоянный контроль сознания членов группы с использованием различных приемов – самоотчеты, ведение дневников, постоянные выступления в группе и по заданию группы. Текущий контроль – со стороны «разъездных надзирателей» и «правовых комитетов» Также в заключении обращается внимание, что «члены организации «Свидетели Иеговы» вовлекаются в непрерывную череду «служений», о которых требуются регулярные отчеты – о проповедях, посещениях с предложениями вступления в организацию и т.п. Ведется мелочный контроль с исчислением буквально каждого часа проведенных мероприятий. Так, в отчете за 1995 год скрупулезно подсчитаны не только «число крестившихся», «число пионеров», «число собраний», но и «число изучений Библии» – 4 865 060 и даже «число часов изучения» – 1 150 353 444 по всему миру. От вошедшего в организацию вскоре требуют прекратить членство во всех иных организациях, разорвать с традиционными религиями даже в малозначащих элементах обряда, праздников и т.п.»

Экспертиза № 5 отмечает, что «каждый верующий член общины "Свидетелей Иеговы" обязан заниматься миссионерской деятельностью. В этой деятельности можно выделить четыре основных этапа. Это, во-первых, поиск новозаинтересованных людей, проявивших хоть малейший интерес к проповеди; во-вторых, подготовка их к восприятию вероучения; в-третьих, внедрение в сознание вовлекаемого религиозных догматов; и, наконец, в-четвертых, крещение прозелитов, включение их в проповедническую работу и создание новых организационных звеньев»

Данные особенности секты отражает и судебная практика. В частности, в Московском решении приводятся показания свидетельницы Вишневой Н.Г., которая описывает изменения, происшедшие с её невесткой Татьяной после вступления последней в организацию. Женщина указывает, что «Таня часто стала уходить из дома, перестала уделять внимание домашним делам и заботе о детях, объясняла свои поступки и выбор тем, что ей нужно ходить в организацию, на собрания, что у нее есть определенный план, который она должна отрабатывать. У нее были очень старенькие родители, которые требовали заботы, ради дел организации она бросила и их» Свидетель Пикулев С.Ю. в этом же деле показал, что с каждым годом возрастала нагрузка и занятость жены, она стала все больше работать на организацию.

Также в данном решении отмечается, что «по заключению комплексной экспертизы организация Свидетелей Иеговы отличается от ей подобных подробной отчетностью, снятием и постановкой на учет, то есть признаками, присущими политической организации». Необходимость заполнять отчеты о количестве часов проповедования подтвердили суду свидетели Землянская Р.А., видевшая составление отчетов ее мужем; свидетели Журавлева Н.Ю., Слободенюк E.Л., члены организации в настоящее время, Москалев Д.В., бывший член организации, — все они отчитывались либо продолжают отчитываться перед организацией о количестве часов проповеди.

Степень загруженности делами организации ее членов описала в своих показаниях Арсенкина В. Г., относительно себя и дочери, выделяющей время для посещения собрания и проповеди при домашнем обучении по состоянию здоровья; Джафаров Х.М. — по поводу своей жены, отсутствующей дома для участия в проповеди либо религиозных мероприятиях, Землянская Р.А., муж которой не в состоянии по возрасту и силам сочетать работу на организацию с делами семьи.

В Челябинском решении указывается, что «членам общины Свидетели Иеговы рекомендуется все свободное время уделять посещению собраний, проповеднической деятельности, для чего даже менять места и режимы работы, искать замену на работе; выполнять установленные нормы по количеству часов проповеднической деятельности, регулярно составлять и представлять отчеты об изучении Библии, проповедническом служении с указанием количества часов изучения и проповедования» Что касается правового аспекта, очевидно, что подобная ситуация ведёт к многочисленным нарушениям основополагающих прав личности, в частности, среди таких нарушений можно выделить ущемление права на: 1.      труд; 2.      образование. К нарушению права на труд относятся призывы выбирать работу с неполным рабочим днём или вовсе отказываться от работы, дабы последняя «не мешала служению» и посещениям конгресса, а также подтверждающие данные призывы факты из жизни конкретных людей, то есть имеющая в организации практика. Можно привести следующие примеры призывов: Наше царственное служение, декабрь 2002 г., с.3: «Чтобы не пропустить ни одного духовного блюда, приготовленного верным и благоразумным рабом, нам следует твёрдо настроиться присутствовать на всей программе. Нужно ли тебе для этого отпрашиваться с работы?... Проси у Иеговы смелости отпроситься с работы на все три дня конгресса» Наше царственное служение, февраль 1997 года, с.5: «Те, кто работает полный рабочий день, пришли к выводу, что можно либо брать один дополнительный выходной на неделе, либо, помимо проповедования по вечерам, посвящать служению выходные в конце недели… Стремясь к этому, она сменила четыре работы, надеясь найти такую, чтобы при этом можно было выполнять требование для общего пионера – проповедовать 90 часов… И хотя её режим работы с неполным рабочим днём был далеко не идеален, сестра подала заявление на общее пионерское служение»