Кириллова Ксения

 Это является прямым нарушением свободы передвижения и выбора места жительства, так как согласно п.1 ст.27 Конституции, «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Кроме того, они вынуждены оставлять работу на старом месте, хотя в соответствии с п.1 ст.37 Конституции, «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Кроме этого, согласно ч.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ, выбор места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Однако примеров подобных нарушений прав много и в Екатеринбурге. В частности, один юный служебный помощник бросил работу, так как она мешала служению вопреки воли матери, а молодая женщина уехала из города, оставив работу и квартиру, и начала проповедовать в провинциальном городке Алапаевске. Молодой мужчина, имеющий высшее образование, работал не по специальности, продавцом. Впоследствии он бросил работу, так как на 2 месяца поехал в ШУС (школа усовершенствования служения), и в настоящее время ищет работу на два-три часа в неделю, так как должен служить пионером. Спецпионеры финансируются организацией, которая обеспечивает им нищенское существование, заставляя подписывать так называемый «обет нищеты». Иллюстрацией к этому может служить пример молодой семейной пары, старейшин с супругой, приехавших по поручению организации в Екатеринбург из Ижевска. Несмотря на его высокое положение в иерархии секты, денег им не хватает даже на аренду жилья, и они вынуждены ютиться на полу в однокомнатной квартире ещё с двумя «пионерками». Типичны случаи, когда до следующего «финансирования» иеговистам не хватает денег на еду. «Общие пионеры», не переехавшие в другой город, если не оставили работу, то выбрали работу с неполным рабочим днём, чему также есть масса примеров в нашем городе (имена не разглашаются по этическим соображениям). Например, одна супружеская пара, имеющая малолетнюю дочь, работает дворниками неполный рабочий день, чтобы выделить время на проповедование.

Если мы обратимся к судебной практике, то увидим, что подобные случаи имеют место по всей России. В частности, в Московском решении суд указывает, что «полагая дело организации главным, религиозная община определяет допустимое место работы и род занятий своих членов, рекомендует им выбирать работу с неполным рабочим днем, что нашло свое отражение в текстах литературы и содержится в заключении комплексной экспертизы. Сделанные выводы согласуются с показаниями свидетелей Пикулева С.Ю. об отсутствии работы у его жены, Кузнецова А.И. — по поводу работы его жены, выбравшей вид деятельности, позволяющей одновременно проповедовать; Арсенкиной В.Г.— по вопросу режима ее трудовой деятельности. Свидетель Буренков Д.Г. показал, что он и его жена приехали по призыву региональной религиозной общины на работу в Вефиль, где выполняли работу, необходимую для организации, без учета их специальности и образования».

Также суд отмечает, что «религиозная община, вмешиваясь в частную жизнь своих членов, рекомендует им ради дела служения выбирать работу не по профессии, но с достаточным количеством времени. Во всех собраниях Москвы распространяются анкеты для добровольного служения в Вефиле, центре, где работают члены организации без какого-либо вознаграждения за свой труд». Свидетель Буренков Д.Г. показал, что крестился и вступил в московскую общину Свидетели Иеговы в 1994 году. Через полгода в собрании предложили поехать на строительство нового филиала в поселок Солнечное. В сентябре 1995 года он поехал на это строительство. Там, имея диплом инженера, работал бетонщиком, штукатуром. Заработка во время этой работы не имел, получал там месячное пособие. Свидетель Калин В.М.. руководитель Управленческого Центра, сам проживает и работает в Вефиле в Санкт-Петербурге, показал, что в Вефиле работает примерно 350 человек. Они обеспечиваются жильем, питанием, получают деньги на транспортные) карманные расходы, достаточно скромную сумму, примерно 870 рублей, в зависимости от места нахождения собрания, куда ездят на встречи. Рабочий день продолжается 8 часов. Эта работа не является работой по трудовому соглашению, это вид служения.

В Челябинском решении, как уже было сказано, отмечается, что «членам общины Свидетели Иеговы рекомендуется все свободное время уделять посещению собраний, проповеднической деятельности, для чего даже менять места и режимы работы, искать замену на работе». Свидетель Абалмазова С. А., работающая в службе доверия, пояснила, что с апреля 2000 года в службу доверия поступило около 50 звонков негативного характера о деятельности Свидетелей Иеговы в Челябинске. В частности, одна из звонивших женщин сообщила, что ее муж уволился с работы, чтобы иметь возможность распространять литературу, проповедовать. Отчасти доводы ответчиков подтверждаются и показаниями свидетелей Титовой И. А. и Суворова В. Н., допрошенных по ходатайству истца, являющихся Свидетелями Иеговы, Суворов В. Н. является старейшиной собрания. Титова И. А. пояснила, что при наличии двух высших образований в настоящее время она не может работать по специальности, поскольку ей необходимо больше свободного от работы времени для проповедования, в связи с этим она работает дворником.

Ещё одним видом нарушения прав личности, вытекающим из бесчисленного количества обязанностей иеговиста, является нарушение права образование. В учении и практике секты существуют факты, красноречиво свидетельствующие  о склонении к отказу от получения высшего и дополнительного образования и формировании негативного отношения к школьному образованию:

"Сторожевая Башня" от 1 февраля 1996 г. (СС. 11-14): "Цель образования - прославлять Иегову"

"Сторожевая Башня" от 1 февраля 1996 г. - С. 25: "Сатана хитро пропитал этим "духом" школьные учебники, значительную часть сегодняшней музыки, спорта и другие виды развлечений. Родителям необходимо быть бдительными, чтобы сводить на нет подобные влияния, помогая своим детям развивать упование на Иегову и его Слово" "Ежедневно разбирать Писания". 1994. - Вторник, 18 октября: чаще всего высшее образование бывает против "здравого учения" «Молодёжь, чему вы посвятите свою жизнь?»: «стремиться к материальному благосостоянию – это то же самое, что «пытаться поймать ветер»…. Лучшее, чему ты можешь посвятить свою жизнь – это служение Иегове» “Наше царственное служение”, август 1998 г., с.1: «не позволяй занятиям в школе идти во вред твоей теократической деятельности» “Организованы проводить наше служение”, с.132-133: «Посещая школу, они должны быть заинтересованы в том, чтобы научиться хорошо читать и писать. Другие предметы, которые преподаются в начальной и также в средней школе, могут быть ценны для молодых людей, в то время как они ставят перед собой духовные дели. В школьные годы им следует прилежно стараться помнить своего Создателя,  ставя духовные дела на первое место. Если ты молодой христианин, который еще ходит в школу, то твои родители, безусловно, увещевали тебя быть особенно осторожным… При таких обстоятельствах ты можешь сделать многое, чтобы отбить мирское влияние… Чтобы молодые Свидетели Иеговы в школьное время могли держаться в стороне от мира, им следует обдумать опасности, которые влечет за собой участие в мероприятиях вне регулярного учебного плана» Подобная установка идёт в разрез не только с национальным законодательством (ч.1 ст.43 Конституции: «Каждый имеет право на образование»), но и с международными актами. В частности, в ст.28 Конвенции о правах ребёнка указывается: «Государства-участники признают право ребенка на образование… поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовое помощи; обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств» Последствия данных призывов иеговистских изданий, разумеется, крайне негативны. Так, можно привести несколько примеров в Екатеринбурге. Молодой человек семнадцати лет, служащий общим пионером, окончил школу почти на «отлично», но вместо поступления в ВУЗ поступил в колледж красоты на парикмахера, обучение в котором составляет всего 7 месяцев. Другой юноша бросил институт по требованию организации вопреки воле отца, третий был отчислен с дневного отделения техникума за отказ заниматься на военной кафедре и вынужден был доучиваться заочно.