Кириллова Ксения

Так, у иеговистов в обязательном порядке исполняются песни Царства, которые поются коллективно в начале и в конце каждой встречи собрания, кроме книгоизучения, а также в перерывах между разными частями встречи. В соответствующей литературе, присланной из Вефиля (например, НЦС) заранее указан номер песни, которая будет исполняться. Исполнение песни – сродни священному ритуалу. Участие в нём обязательно для каждого, как обязательно и особое состояние при исполнении, а именно, восторженность и благоговение, фанатичное рвение, с которым происходит «восхваление Иеговы». Текст песен зачастую ещё примитивнее журнальных статей, музыка односложна, но неизменно одно: данные тексты последовательно, как и любая другая литература, издаваемая Обществом, «проводят в жизнь» сектантское учение. Вот некоторые примеры иеговистских текстов, взятых из сборника песен «Пойте хвалу Иегове», 99г.:

№ 56 - «К действию вера нас побуждает,

К верности движет любовь.

Рвенье к Царю даёт сил нам в служеньи –

Прочь гоним гордость всё вновь.

Все дни Иегова – сильный в сраженьи –

Верными быть нам велит.

Ждать дня, когда скоро в Армагеддоне Мир старый он победит» № 61 – «Кто в битвах войска их поражал давно, Чтоб позорной смерти всех их предать?» № 71 – «В служеньи будем стойкими – Вблизи последний час» № 80 – «Врагов наших толпы – так много их! Хвастливо богов чтут ложных своих»; песня же № 91 так и называется: «Проповедуйте со смелостью» Таким образом, песни представляют собой ещё один вид пропаганды иеговистского учения, многократно усиленный музыкой, коллективностью исполнения, откровенно побудительно-командным стилем лозунгов, рифмой, правда, чаще всего, довольно бездарной (что неудивительно, учитывая, что русскоязычные тексты писались в Бруклине). Естественно, данные песни, поднимая «боевой дух» адептов, усиливают экзальтацию личности, создают атмосферу напряжённости и воинственности. Как отмечается в заключении Экспертизы № 4, «Выраженная психологическая напряженность и экзальтация членов объединения “Свидетели Иеговы” еще более усугубляет негативные воздействия экстремистских положений доктрины объединения “Свидетели Иеговы”». Следующей техникой, парализующей мышление и являющейся откровенным и безапелляционным внушением, является молитва. Как справедливо отмечает Дворкин, «всё должно быть на виду, всё должно быть под контролем. Молитва тут не исключение – она тоже должна быть коллективной, на виду и на слуху у всех»[22]. Так и происходит. Молиться необходимо в начале и в конце встречи собрания. Проходит молитва под руководством старейшины. По сути, это единственный вид публичной деятельности, когда тексты произносятся не по заготовленным материалам, а спонтанно, но большой оригинальностью они не отличаются. Чаще всего, они состоят из благодарности Иегове за полученную от «верного раба» духовную пищу (далее упоминается тема, обсуждавшаяся на собрании) и звучит призыв и дальше «совершенствоваться в служении». Все остальные должны присоединяться к прозвучавшей молитве, выразить несогласие с ней невозможно. Аналогично проходит молитва на книгоизучении и изучении Библии с интересующимися. В случае, если изучение проводят только женщины («сёстры»), им разрешается брать на себя руководящую роль в молитве, но при этом, хоть иеговисты и гордятся, что молятся своими словами, а не «заученными фразами», никто не решается отступить от стандартной формулы молитвы: поблагодарить Иегову за изучение, Верного раба – за публикации, а также попросить для себя - помощи в том, чтобы объяснить интересующемуся главу, а для новичка – понимания и доверия «истине». Если учесть, что под молитвой сами иеговисты понимают «смиренный разговор с Богом» («Что от нас требует Бог», с.14), такой контроль над этим разговором, его темой и используемыми словами, является ещё одной формой воздействия на сознание с целью прямого внушения. Стоит отметить, что у иеговистов существуют и личные молитвы, в которых позволительно рассказать Иегове о своих проблемах, просить совета или помощи. Фраза А. Дворкина, что «личных молитв бог иеговистов не принимает»[23], на мой взгляд, представляется несколько некорректной, так как Свидетели Иеговы постоянно призывают поддерживать отношения с Иеговой с помощью молитвы. Другое дело, что коллективные молитвы дают «единственно верный» образец молитвы, обладают гораздо большей силой, так как, в отличие от несовершенных людей, организация сакральна, а потому личные молитвы ни коим образом не умаляют внушательной силы коллективных. Бесполезность личных молитв заключается ещё и в том, что когда адепт спрашивает у Иеговы совета, как поступить в той или иной ситуации, он может получить ответ Бога единственным способом – «через его видимую земную организацию». Таким образом, это ещё раз подчёркивает, что организация приравнивается к Богу, и вопросы, адресованные Иегове, по сути, адресуются секте.       2). Запрет на критические вопросы о культе или лидере, проще говоря, отсутствие инакомыслия. Свидетели Иеговы, как и любая другая тоталитарная секта, стремятся не только оградить адепта от любых внешних воздействий, но и полностью контролировать сам процесс его мышления, систему переработки информации, механизм её анализа и построения умозаключений. Необходимо, чтобы человек в результате размышлений пришёл к одному-единственному верному выводу, заранее предопределенному для него сектой. Естественно, контроль мышления является необходимым звеном контроля сознания, ведь если адепт будет проявлять сомнения в учении или устройстве организации, он не сможет беспрекословно выполнять её требования и безропотно принимать всю исходящую от неё информацию, что делает невозможным контролирование организацией его поведения и получаемой им информации. Именно поэтому, как отмечает Дворкин, «Самая бескомпромиссная борьба ведется с инакомыслием…Запрещено иметь независимое мнение и делать заявления типа: «Я так считаю» или «Я так думаю»[24]. Как уже отмечалось, любое сомнение в учении организации и существующем в нём порядке воспринимается как «духовная болезнь» или «духовная слабость», и является основанием для формирования у адепта комплекса вины за то, что ему не хватает «духа Иеговы», способного «очистить» его от «нечестивого влияния» и «внушения Сатаны». Признаками духовной болезни является также любая критика в адрес старейшин, какой бы справедливой она ни была, а также неуместные вопросы. Если адепту непонятна необходимость выполнения каких-либо обязанностей в собрании, он всё равно должен их выполнять, проявляя, как уже рассматривалось, полную покорность организации. Поэтому вопросы типа: «А разве так нужно?»; «А не лучше ли сделать по-другому» также расцениваются как отступничество и духовная слабость. Очень хорошо иллюстрирует отношение иеговистов к инакомыслию следующий отрывок из сектантской литературы: