Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегать к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах[84] . Возможно ли не употребляющему вина быть пьяным и пьющему вино быть трезвым? Возможно, ибо в Писании сказано о упившемся «не вином» (см. Ис. 51: 21).
Без вина упивается тот, кто не оставляет исступление и не удерживает буйство страстей благочестивым рассуждением. Можно и употребляющему вино быть трезвым душой и бодрым во всех душеспасительных делах, ибо если бы было невозможно, св. апостол Павел не дал бы ученику своему, св. апостолу Тимофею, такого совета: Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5: 23).
Ибо пьянство есть не что иное, как исступление естественного ума, превращение сердца, оскудение смысла, лишение разума: все оное не от одного винного пьянства происходит, но и от пьянства ярости и непорядочного похотения[85] . Как предохранить душу от пристрастия к тленным вещам? Благоговейно и благодарственно размышляй о даруемом благодатью величии души своей и многоценности ее в очах Божиих.
Представь себе, как на картине, обширность земли и рассмотри беспристрастно предметы, наполняющие ее: сколь они ничтожны покажутся тебе в сравнении с достоинством души человеческой, возведенной Божиим человеколюбием священ-нотайным образом до степени совершенства, подобного житию Ангела. Из этого увидишь, что всякая вещь до крайности малоценна перед высоким благородством души христианской.
Кая бо польза человеку, — говорит Господь наш, — аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16: 26)? Если же это так, то подумай: несравненно худшее недостойно быть любимо перед драгоценнейшим и без сравнения лучшим, т.е. тленное вещество перед нетленной и бессмертной душой. Посему правильная любовь к своей душе требует ревностно заботиться о дарованиях и благах духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, которые не могут насытить бессмертную душу.
Что следует делать для преодоления страстей? Желай исправить себя, и Бог Всемогущий даст тебе по сердцу твоему; ибо начало добродетелей и источник их есть расположение, желание добра о Господе. Человек должен обуздывать страсти, но победить их сам не может. Это дело десницы Вышнего, произволение Его Божественной силы.
С нашей стороны должно только неослабно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть святой области бесстрастия, а Вышний, без сомнения, увенчает подвиг желающего успехом. Итак, если желаешь воспрянуть от омерзения страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечение, неуклонную деятельность и ревность; веруй и уповай на могущего показать силу Свою в немощах наших благодатью Своею — Бога — и спасешься[86] .
Как должно поступать, чтобы ни в каком обществе не смеяться? Должно думать так: я не понимаю, по скудоумию моему, что и почему так говорят, а, не зная цели, не должно смеяться. Если же нечаянно и невольно осклабишь лицо свое, обвиняй самого себя, помня истинные свидетельства святых отцов, что ничто так не разрывает цепь добродетелей и любви евангельской, как смех и смехотворство. Как кружение скверных мыслей во внутренней нашей храмине лишает душу присутствия благодати, так упражнение в смехе и склонность к нему удаляет от нас Ангела хранителя. У изыскивающего повод к смехотворству добродетели бывают тщетны, вокруг каждой обвились какие-либо блазненные помыслы, и сушат корни ее какие-либо душевные пороки; ограда добронравственности и мира разрушается. Сам Господь наш, Спаситель мира, грозит вечной горестью любящим смехотворство: Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6: 25). Как избавиться от сильных ощущений сладострастия не только в присутствии лиц женского пола, но и при случайном воображении их? При виде жен должно хранить ум и чувства от всякого развлечения и движений нескромных, особенно говорить без осмотрительности, и скорее удалиться от их общества. Если ж соблазняет тебя воображение, воспламененное демонской лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и мысленных сладострастных волнений полезна во всем благоразумная умеренность; но самое главное, должно умолять Господа Всемогущего о защите от нападений на нас лютейшей этой страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении и молитве Бог Премилосердный угашает порывы сего пламени тихим наитием Своей благодати[87] . Что такое самолюбие? Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего — менее, чем самого себя, и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, — то это самое и есть порочное самолюбие. Да как же не любить себя? Всякому человеку сродно любить себя; только истинный христианин должен любить себя непорочно. Как понимать эту непорочность? Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе. Что можно сказать о душевном состоянии самолюбивого? Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство он есть идолопоклонник, раболепно служащий страстям своим. Он враг Креста Христова и нарушитель Евангелия; забыв Бога и не имея в виду святого закона Его, он не печется о своем спасении, а напротив, делает все то, что приятно чувствам и растленной его воле; он больше сластолюбец, нежели Боголюбец.