Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Роскошь, объядение и пьянство — суть его утешения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, не милосерд, гневлив, памятозлобив и столько привержен к временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль, и в самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков.
Его сердце исполнено гордости и тщеславия, и горе человеку тому, если Господь не избавит его от сего зла! От чего раздражается это жалкое самолюбие? От духовного воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения. В чем оно более укрепляется? В неверных — безверием, а в нас, верных — нерадением.
Нерадивый мало-помалу, снисходя своим склонностям, приходит наконец в крайнее самолюбие. Какой вред бывает от самолюбия? Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные наказания. А если таковой человек не исправится, то не избежит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.
Чем вообще опасно самолюбие? Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, потемневает слово, помрачает ум, растлевает волю и врата спасения затворяет. Что производит самолюбие в богатом? Злоупотребление богатством, которое в таком случае или безотчетно расточается на роскошь, или бывает причиной скупости и немилосердия к нашим ближним.
Как проявляется самолюбие в бедном? Завистью, роптанием, обманом, воровством, убийством и другим, тому подобным злом. Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу? Нет! Вот слова Спасителя нашего: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет... и...
любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своей в мире сем, в живот вечный сохранит ю (Мф. 16: 24; Ин. 12: 25). Ибо самолюбие препятствует угождать Богу: Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6: 24). Итак, не будь самолюбив — и будешь боголюбив; не будь самоугодник — и будешь братолюбив. Можно ли победить самолюбие? «Можно.
Имей благое произволение к самоотвержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестанно и усердно проси у Него помощи. Не дружись с самолюбцами, отвращайся всякой греховной страсти и питай к ней совершенную ненависть. Обладаемый страстью, воле и разуму своему не следуй, держись воли Божией и воли духовного твоего руководителя.
Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склонностями сердца, не давай себе послабления сотворить чего-либо, даже и малейшего, по самолюбию. От презрения малых согрешений в великое зло человек приходит» (святой Дорофей, о совести)[88] . Что делать, если нет произволения к самоотвержению? Тогда несклонное и страстное сердце свое возбуждай к нему силою и страхом перед Божием правосудием, наказующим за беззакония, и воспоминая неминуемую смерть свою, Страшный Суд Христов, вечные муки и Царство Небесное. Что следует за победою над самолюбием? Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближними, обогащается дарованиями свыше, наслаждается миром Ангельским и таким образом достигает горнего Сиона. Что такое блудодеяние? Исполнение плотского греховного вожделения. Или одним помыслом и желанием: Яко всяк человек, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже прелюбодействова с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). Или самым делом, то есть греховным плотским смешением с лицом посторонним. Отчего эта страсть происходит? От естественной к состоянию склонности: Вижу ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленящ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7: 23). От искусителя диавола: дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости деет, да не превоз-ношуся (2 Кор. 12: 7). От пресыщения чрева: Пресыщение бо есть отец блудодеяния. От пиянства: Неупивайтеся вином, в нем бо есть блуд (Еф. 5: 18). От обращения и бесед с женским полом: Масло питает свет светильника, а сласти распаления разжигает беседа женска. С мужатицею отнюдь не сиди, и не медли с нею в вине, да некогда приклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу (Сир. 9: 10). От нехранения чувств, а особливо зрения, слуха и осязания: Отврати око твое от жены крас-ныя и не назирая чуждые доброты. Добротою женскою мнози прельстишася и от сея похоть яко огнь разгорается (Сир. 9: 8). «А иногда и за гордость попускается на человека брань блуда по Божию смотрению, да смирится чрез нее человек», — пишет святой Иоанн Дамаскин. Правду ли говорят иные, что не имеют блудной брани? Сии глаголющии имеют в себе страсти тонки, горши и вящщи блуда, и держай в тех диавол не борет их блудом: зане тщеславие и гордыня, празднословие и клевета, и осуждение и зависть, и глумление, и смех наполняют меру блудную и место[89] . Какой признак блудонеистовой души?