Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегать к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах[84] . Возможно ли не употребляющему вина быть пья­ным и пьющему вино быть трезвым? Возможно, ибо в Писании сказано о упив­шемся «не вином» (см. Ис. 51: 21).

Без вина упивается тот, кто не оставляет исступление и не удерживает буйство страстей благочести­вым рассуждением. Можно и употребляющему вино быть трезвым душой и бодрым во всех душеспасительных делах, ибо если бы было не­возможно, св. апостол Павел не дал бы ученику своему, св. апостолу Тимофею, такого совета: Употребляй немного вина, ради желудка твоего и час­тых твоих недугов (1 Тим. 5: 23).

Ибо пьянство есть не что иное, как исступление естественно­го ума, превращение сердца, оскудение смысла, лишение разума: все оное не от одного винного пьянства происходит, но и от пьянства ярости и непорядочного похотения[85] . Как предохранить душу от пристрастия к тлен­ным вещам? Благоговейно и благодарственно размышляй о даруемом благодатью величии души своей и многоценности ее в очах Божиих.

Представь себе, как на картине, обширность земли и рас­смотри беспристрастно предметы, наполняю­щие ее: сколь они ничтожны покажутся тебе в сравнении с достоинством души человеческой, возведенной Божиим человеколюбием священ-нотайным образом до степени совершенства, подобного житию Ангела. Из этого увидишь, что всякая вещь до крайности малоценна перед высоким благородством души христианской.

Кая бо польза человеку, — говорит Господь наш, — аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16: 26)? Если же это так, то подумай: не­сравненно худшее недостойно быть любимо пе­ред драгоценнейшим и без сравнения лучшим, т.е. тленное вещество перед нетленной и бес­смертной душой. Посему правильная любовь к своей душе тре­бует ревностно заботиться о дарованиях и бла­гах духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, которые не могут насытить бессмертную душу.

Что следует делать для преодоления страстей? Желай исправить себя, и Бог Всемогущий даст тебе по сердцу твоему; ибо начало добро­детелей и источник их есть расположение, же­лание добра о Господе. Человек должен обуз­дывать страсти, но победить их сам не может. Это дело десницы Вышнего, произволение Его Божественной силы.

С нашей стороны должно только неослабно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать ста­рание достигнуть святой области бесстрастия, а Вышний, без сомнения, увенчает подвиг желаю­щего успехом. Итак, если желаешь воспрянуть от омерзения страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечение, неуклонную деятельность и ревность; веруй и уповай на мо­гущего показать силу Свою в немощах наших благодатью Своею — Бога — и спасешься[86] .

Как должно поступать, чтобы ни в каком обще­стве не смеяться? Должно думать так: я не понимаю, по скудоу­мию моему, что и почему так говорят, а, не зная  цели, не должно смеяться. Если же нечаянно и невольно осклабишь лицо свое, обвиняй само­го себя, помня истинные свидетельства святых отцов, что ничто так не разрывает цепь добро­детелей и любви евангельской, как смех и смехотворство.

Как кружение скверных мыслей во внутренней нашей храмине лишает душу при­сутствия благодати, так упражнение в смехе и склонность к нему удаляет от нас Ангела храни­теля. У изыскивающего повод к смехотворству добродетели бывают тщетны, вокруг каждой обвились какие-либо блазненные помыслы, и сушат корни ее какие-либо душевные пороки; ограда добронравственности и мира разруша­ется.

Сам Господь наш, Спаситель мира, грозит вечной горестью любящим смехотворство: Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6: 25). Как избавиться от сильных ощущений сладост­растия не только в присутствии лиц женского по­ла, но и при случайном воображении их? При виде жен должно хранить ум и чувства от всякого развлечения и движений нескром­ных, особенно говорить без осмотрительнос­ти, и скорее удалиться от их общества.

Если ж соблазняет тебя воображение, воспламененное демонской лестью, то нужно удерживать поры­вы мыслей и с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения се­бя от плотских и мысленных сладострастных волнений полезна во всем благоразумная уме­ренность; но самое главное, должно умолять Господа Всемогущего о защите от нападений на нас лютейшей этой страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит.

Но при нашем произволении и молитве Бог Премилосердный угашает порывы сего пламени тихим наитием Своей благодати[87] . Что такое самолюбие? Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего — менее, чем самого себя, и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страс­тям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, — то это самое и есть пороч­ное самолюбие.

Да как же не любить себя? Всякому человеку сродно любить себя; толь­ко истинный христианин должен любить себя непорочно. Как понимать эту непорочность? Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе. Что можно сказать о душевном состоянии само­любивого?

Сожаления достоин и несчастен тот, кто по­бежден самолюбием. Несмотря на свое хрис­тианство он есть идолопоклонник, раболеп­но служащий страстям своим. Он враг Креста Христова и нарушитель Евангелия; забыв Бога и не имея в виду святого закона Его, он не пе­чется о своем спасении, а напротив, делает все то, что приятно чувствам и растленной его во­ле; он больше сластолюбец, нежели Боголюбец.