Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Эти несчастья Господь попускает нам, любя нас. Господь сказал: собе­рите сокровища ваши на небе, где они не за­ржавеют и моль не изъест (см. Мф. 6: 20), но мы сего не исполняем. Тогда Господь, подобно лю­бящей матери, которая купает своего ребенка, хотя он и плачет, заботясь о нашей вечной жиз­ни, попускает украсть у нас вещи и т.п. Но кто будет тужить и не прощать тому, кто украл вещи или иным образом повредил нам, тот прогнев-ляет Бога.

Господь не сказал в Евангелии: скор­бите, проклинайте обидящих вас — и получите награду на небесах, но сказал: если простите, то и прощены будете, имение ваше сторицей воз­вратится вам. Как переносить напрасные обиды? Монах Моисей спросил своего послушника Захарию: «Как мне спасти свою душу?» Захария ответил: «Тебе ли спрашивать меня?».

Моисей сказал ему: «Истинно говорю тебе, когда ты мо­лишься, то я вижу над тобою Дух Святой». Тогда Захария снял с себя шапку и стал мять ее ногами; потом спросил: «Что мне ответила эта шапка?» — «Ничего», — отвечал Моисей. «Так и ты поступай — и спасешься; ибо для спасения нам должно пе­реносить в жизни напрасные обиды»[122] . О спасении и добродетелях Зачем вообще нужны подвиги?

Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, само­сти и уничижения ближних. Если наши благо­честивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека. Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались.

А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоя­тельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились? Не скорби, что некоторые из родных и близ­ких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек пос­вятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отда­ляться. Бог терпел и нам велел.

Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы по­лучить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям? Это мысль вражеская. Цель христианина — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание доб­ра с помощью Бога. Что делать в случае, если не хочется кому-ли­бо подавать милостыню (

отталкивающая вне­шность, настроение плохое, т.е. причина, не ува­жительная для отказа)? Подать, но немного, чтобы не было скупости. Многие говорят: не важно наружное благо­честие — важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?

Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев, и плодов не будет[123] . Св. отцы говорят, что сперва обязательно надо прохо­дить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось со святителем Никитой Новгородским: по­добно преподобному Исаакию Затворнику, он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали на­стоятель и братия не делать этого. И бесы пору­гались над ним[124] .

В чем заключается терпение? Терпение есть непрерывающееся благодушие. Почему важно окружать себя назидательными предметами в доме и везде, где бываешь? Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывают в человеке те или другие мысли, чувствования и желания той или другой деятельности.

Вот почему надо окружать себя тем, что тебя назидает, избегать даже тех предметов, которые не производят ху­дых мыслей и чувств, но отвлекают от главного — спасения души и стремления к Богу... Раньше комната христианина всем назидала. На сте­нах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Св. Писания, множество икон, картина Страшного Суда, фотографии старцев, духовников, схим­ников, подвижников, монастырей и храмов.

Что-то мне кажется — я много учу других, как жить. Полезно ли это для моего спасения? «Учить ближнего столько же противно сми­ренномудрию, как и обличать его» (святой Пимен Великий)[125] . Как же ныне можно спастись, когда совсем уже не видим подвигов, которыми сияли древние отцы? «Если потерпишь (болезнь или скорби)

и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига» (преподобный Варсонофий Великий) [126] . Что значит «смирение»? Смирение мыслится как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожест­ва, изменение взгляда на ближних (причем они без всякого принуждения кажутся так смирив­шемуся превосходнее его во всех отношениях)

; ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямо­та, беспристрастие; желание распять себя ми­ру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов (скромных по принуждению или умыслу и навыку притворяться); отвержение мудрости земной, как непотребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко и мерзость пред Богом; оставление словооправдания, молчание пред обижающим; отложение всех собствен­ных умствований и отвержение собственного разума.

Что я могу сделать, чтобы исправить мою не­хорошую жизнь? Помогите мне ответом на мой вопрос. Стать истинным православным христиа­нином. Читать Евангелие и жить по Его заве­там. Обязательно начинать нужно с покаяния. Раскаяться во всех грехах и дать Богу обещание, что постараетесь больше к грехам не обращать­ся. И обязательно усердно молитесь Богу, чтобы Он помог вам в вашем прекрасном намерении утвердиться. Мне 17 лет.