Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Отец родил Премудрость, но не стал глупым. Подобно тому, как свечка от свечки зажигается и не уменьшается. Так же Равный рождает Равного. Поэтому мы говорим, что Он «единосущен Отцу», то есть имеет ту же самую сущность, что и Бог Отец. Иначе бы, как говорит Григорий Богослов, не было славы для Отца в рождении Меньшего Сына. Представьте себе: вот у вас дочка.

Вы бы радовались, если бы ваша дочка стала такой же, как вы? И были бы недовольны, если бы дочка ниже вас стала (по воспитанию, развитию). Точно так же и для Отца Небесного честь в том, что Сын равен Ему полностью. И Бог Сын отличается от Бога Отца только одним — рождением, тем, что Он рожден от Него. Три Личности Троицы отличаются между собой только личными свойствами.

Свойство Отца — быть Безначальным, Нерожденным, свойство Сына — быть Рожденным от Отца, и свойство Святого Духа — быть Исходящим от Бога Отца. Без этих свойств Личности бы смешались. Была ересь, которая смешивала Личности, говорила, что на самом деле Бог — это одна Личность с тремя масками. Есть другая ересь — «свидетели Иеговы», которые говорят, что Сын Божий — это творение, но это хула на Бога.

Мы знаем, что Он Слово Отца и поэтому, конечно же, единосущен Отцу. Поэтому всякий, кто не чтит Сына, не почитает Отца. Почему, собственно, мы говорим, что не спасутся не христиане? Потому что они хулят Сына. Сын — Самооткровение Отца. Спасение — соединение с Отцом. Можно ли соединиться с Отцом помимо Его Самооткровения? Вы можете узнать, что у меня на уме без моего слова?

Вы можете узнать об Отце без Его Слова? Конечно, нет. Настоящее знание заключается в том, что ты соединяешься с тем, кого ты знаешь. По-настоящему узнаешь человека, когда с ним поживешь одной жизнью. И наша задача — не просто узнать Бога теоретически, какие у Него свойства. Мы сейчас узнали, но это недостаточно для спасения. Нужно жить с Ним общей жизнью. А эту жизнь Кто дарит? Сын.

Как Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). — А может, одной веры в Сына достаточно, чтобы прийти к Отцу? — Нет. Нужно еще жить Его жизнью. Поэтому, собственно, тот человек, который не живет в Церкви, кто ушел из Церкви, то есть из Тела Христа, тот погиб, хотя может верить в Сына.

Понимаете, почему конфессии христианства не спасаются? Они находятся вне общения с Вселенской Церковью. Ситуация очень простая. Мы говорили: Церковь — это некая реальность общения Святого Духа. Церковь не может исчезать, не может прятаться, не может то исчезать, то появляться. Не может быть восстанавливаема.

Церковь — Тело Христа, не исчезающая реальность. Спастись возможно только в Теле Христовом, потому что Церковь не как организация спасает, а как Сам Христос, живущий в ней. И весь Христос — Глава Тела, как говорил апостол Павел: «... Он есть глава тела Церкви» (Кол.1,18). Можно ли сказать, что Христос появился две тысячи лет назад? — Наверно нет, раз Он от Бога. — Да, Он вечный. Это очень важно помнить. Да, Христос стал человеком две тысячи лет назад, но Он как Личность был всегда. Поэтому Он говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17,5). Он уже в славе Отца был, до того как зажглись звезды, уже тогда. Его Я, Его самосознание было и остается божественным. Ставши человеком, Он не перестал быть Богом и остался таким же Богом, каким и был, Вездесущим, Всемогущим, Всеведущим. И поэтому, где бы мы ни находились, мы об этом можем услышать, помните: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,20). И через Него Отец сотворил мир. Сказано: Отец — Творец, и сказано про Иисуса Христа: «...Им же вся быша», помните — Символ Веры. Через Него сотворен мир. С Ним беседовал Отец, когда творил человека. Кому Он говорил? Он говорил Сыну и Святому Духу. А Он не только творил, Он дал Закон, Он послал пророков, Он и пришел Сам. — «...сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» — это как надо понять? — Отец сказал Сыну: «седи одесную Меня». Он сказал: сиди по правую сторону как Человек, не только как Бог. Потому что как Бог Он управляет с Отцом всегда, вечно. Потому что Он — Сила Божия. Я вот беседовал с одним мусульманином в Египте. Он — ваххабит, кстати говоря, российский, который меня убить хотел. И интересно, что он, хоть и фанатик, но умный человек, поэтому с ним говорить можно. Бывают глупые фанатики, а бывают умные, то есть те люди, которые истину ищут. Он мне говорит: глупые, вы хотите спастись человеком, а нас спасет сам Аллах. Я говорю: как вы думаете, Аллах спасает как? Силой своей или бессилием? Он отвечает: конечно, силой. Дальше спрашиваю: как ты думаешь, у Аллаха слово сильное или бессильное? Он: конечно, сильное. Логично. Спрашиваю еще: как ты думаешь, у Бога есть бессловесные силы какие-то? Он спасает своим сильным словом, согласен? А согласно Корану, кто является Словом Аллаха? Вы знаете, нет? Иисус Христос! А вы в Него не верите, как же это так, говорю, у вас же написано, а вы в Него не верите?! — В Коране так написано?! — Там прямо сказано — Иисус есть у Аллаха, Дух Его. И ваххабит согласился, потому что, действительно, соединиться с Богом без Бога нельзя. А ведь Господь — единственный, имеющий бессмертие. Почему? Потому что Он не имеет начала.