Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Эта сила Божия, она действует на некоторых извне, на некоторых — изнутри. Извне она действует на некрещеных. Нет людей, которые были бы чужды силе Бога. Если бы от вас рука Бога ушла, как думаете, что могло случиться? — Умерли бы. — Просто исчезли бы! Не просто умерли, исчезли. Потому что нас держит рука Божия в данный момент. Вот эта сила поддерживает всю вселенную.

Блаженный Венедикт Нурсийский однажды увидел Бога, сияющего во славе Своей, как из Него исходило бесчисленное множество лучей; и на одном лучике висела вся вселенная наша. Представляете, насколько велика бесконечная мощь Бога? Он может творить еще бесконечное множество вселенных, и самое интересное, что Его сила не уменьшится ни на грамм, потому что сила абсолютно бесконечна.

И вот эта сила, она входит в человека через Таинства. В Таинстве крещения в человека входит сила Божия, человек приобретает глаза для того, чтобы видеть Бога, потому что видеть Бога можно только Богом. Святой первомученик Стефан был в Духе Святом, он видел Бога. В Крещении человек одевается во Христа. В Миропомазании, во втором Таинстве, Дух Святой входит в человека.

Благодать Святого Духа дает ему силу к творению добрых дел. Каких? Дел, угодных Богу. Ведь не всякое доброе дело угодно Богу, так ведь? Например, когда такое дело ради корысти делают, оно вроде доброе, а Богу неугодно. Или ради человека делают доброе дело. Оно, конечно, Богом не будет отброшено, но человека не спасет именно потому, что доброе дело само к благодати Божией не приводит. Благодать дается когда?

Она так и называется «благой дар», благодать. Ее можно утратить, потому что Бог Себя человеку не навязывает. Например, человек ушел в секту и потерял благодать Божию, хотя печать Крещения на нем остается несмываемой. И такого человека Бог может возродить, если он вернется и покается. И особенно благодать Божия дается через Святое Причастие, когда в нас входят Тело и Кровь Господни и делают наше тело частью Тела Христа, членом Тела Христова.

Поэтому причащаться нужно как можно чаще, вы знаете. Потому что в нас живет сила Божия. И благодать усваивается нами через добрые дела, ради Бога сделанные. — А Миропомазание как часто бывает? — Один раз в жизни, после Крещения, и благодать действует в нем. Итак, человек спасается каким образом? Усваивая добрые дела; через добрые дела, через Святые Таинства, через веру. Если нет веры, все добрые дела пусты. А вера должна быть какая? Православная.

То есть правильная, правильно славящая Бога. Православная вера означает — «правильно славящая Бога», то есть не еретическая, изначальная вера, апостольская вера, вот в этом смысле. Слово «православие» — это термин на самом деле искусственный, мы в Символе Веры даже не говорим, что мы веруем в Православную Церковь. Почему? Мы веруем в Единственную Святую Соборную Вселенскую Кафолическую и Апостольскую Церковь.

Но веру называем в данном случае православной, то есть неискаженной человеческими привнесениями. Об этом прямо говорит апостол Павел: кто будет благовествовать иное, чем ему я передам, чем мы передали, пусть даже Ангел с Неба или дух, тот будет анафема, отлучен от Церкви. «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1,9). Вера должна быть только в Бога, чистая, без всяких человеческих примесей. Поэтому и православная, поэтому мы и говорим: «православная». Это означает то, что передано от самого начала апостолами. Итак, вера должна быть православная, должны быть добрые дела, ради Христа сделанные, должна быть жизнь в Таинствах, добрые дела должны силою Христа делаться, то есть как? То есть, попросить помощи Христовой, чтобы сделать ради Христа и для того чтобы прославить Христа. Должно быть правильное обращение к Богу сначала, правильная мотивировка и прославление Бога в конце. Тогда эти дела ради Бога сделаны. Когда, например, некоторые протестанты говорят, что человек спасается только верой, они противоречат Новому Завету. Там сказано, что мы спасаемся верой, но не написано, что только верой. — Вера и что еще? — Вера и добрые дела. Вера, действующая любовью. Если она не действует любовью, такая вера есть и у бесов. Важно помнить, что вера, благодать Божия, человека все время ведет, проверяя, хочет ли он к Богу? В Церкви никогда нельзя почивать на лаврах. Нельзя сказать: я сделал всё, можно теперь отдохнуть, лечь на диванчик, поспать спокойно. Иоанн Лествичник пишет: остановка на пути спасения есть начало падению. Это очень важно. Но корнем и сердцем всех добрых дел является Причастие, без Причастия невозможно ничего. Сам Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6,56-57). Поэтому источник жизни, который дает Бог, — Причастие. — А как получить благодать? — Через причастие Тела и Крови, через Причастие и Исповедь. И потом жить по заповедям. — Наше Причастие отражается на нашем внутреннем состоянии? — Обязательно. Очень сильно отражается, причем отражается двояко: если человек недостойно причащается, это тоже отражается. — А что бывает с человеком? — Он просто умереть может. Апостол Павел об этом говорит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11,29-30). И в нашей жизни такие случаи бывали.