Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

И мы знаем, что Серафимы, которые стоят перед лицом Бога, закрывают глаза, чтобы не быть попаленными полыхающим пламенем, предельным сиянием. И сказано, что Бог обитает во мраке. — Почему, в каком мраке? Он, Свет, во мраке обитает, как это? — Мрак от избытка света возникает, знаете? Предельный свет, он просто ослепляет глаза, поэтому и мрак. Как на солнце смотреть больно.

Поэтому многие и говорят, что Бог во мраке обитает. От избытка света исходящего, не от недостатка, а наоборот. Но, тем не менее, нам в Писании обещано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Нам обещано, что мы увидим Бога лицом к Лицу, что мы Его познаем и будем подобны Ему, и Бог поселяется в нас, и Бог Отец, Сын, Дух Святой живет в нас, входит в наши сердца и живет там.

Это нам обещано Словом Божиим: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12). «... вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6,16). И этим, собственно, живет Церковь. Множество святых живут этим. — Как это объяснить?

— Дело в том, что Церковь Православная различает Бога, Его сущность и Его силы, энергии, благодать. Сущность Бога — несообщима и непостижима. Почему? Потому что она абсолютно бесконечна. Но Бог проявляет себя в Огне. Он является в Сиянии, в Свете Своем неприступном, в Своих силах. Он являет Себя как крепкое могущество, которое входит в нас.

Сила Божия, которая нас спасает, называется благодатью. Это нетварная, несотворенная вечная сила Бога, не зависящая от творения. Бог сиял бы и исходил бы из Своей сущности вне зависимости от творения. Эта сила называется в Библии еще славой Бога, это сияние Бога. В этом свете Христос явился апостолам на горе Фавор, помните? Они видели славу Царства. Господь сказал апостолам: «...

есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр.9,1). И они увидели Христа сияющего, они увидели Царствие Божие. Так что это и есть Царство Бога, вечное Царство, до начала времен начавшееся, вечное сияние. И вот эта благодать, вот эта сила, она сообщима людям. — Что такое «энергия Бога»?

— Это сила Бога, она, собственно, по-гречески и называется «энергия». Это не касается космической энергии, она — над космической. Ее нельзя измерить. Как можно измерить материальным свойством нематериальную силу? Но результаты ее действия вполне очевидны и измеримы. Чудо само как произошло, мы не можем понять, но результат мы можем проверить.

Эта сила Божия, она действует на некоторых извне, на некоторых — изнутри. Извне она действует на некрещеных. Нет людей, которые были бы чужды силе Бога. Если бы от вас рука Бога ушла, как думаете, что могло случиться? — Умерли бы. — Просто исчезли бы! Не просто умерли, исчезли. Потому что нас держит рука Божия в данный момент. Вот эта сила поддерживает всю вселенную. Блаженный Венедикт Нурсийский однажды увидел Бога, сияющего во славе Своей, как из Него исходило бесчисленное множество лучей; и на одном лучике висела вся вселенная наша. Представляете, насколько велика бесконечная мощь Бога? Он может творить еще бесконечное множество вселенных, и самое интересное, что Его сила не уменьшится ни на грамм, потому что сила абсолютно бесконечна. И вот эта сила, она входит в человека через Таинства. В Таинстве крещения в человека входит сила Божия, человек приобретает глаза для того, чтобы видеть Бога, потому что видеть Бога можно только Богом. Святой первомученик Стефан был в Духе Святом, он видел Бога. В Крещении человек одевается во Христа. В Миропомазании, во втором Таинстве, Дух Святой входит в человека. Благодать Святого Духа дает ему силу к творению добрых дел. Каких? Дел, угодных Богу. Ведь не всякое доброе дело угодно Богу, так ведь? Например, когда такое дело ради корысти делают, оно вроде доброе, а Богу неугодно. Или ради человека делают доброе дело. Оно, конечно, Богом не будет отброшено, но человека не спасет именно потому, что доброе дело само к благодати Божией не приводит. Благодать дается когда? Она так и называется «благой дар», благодать. Ее можно утратить, потому что Бог Себя человеку не навязывает. Например, человек ушел в секту и потерял благодать Божию, хотя печать Крещения на нем остается несмываемой. И такого человека Бог может возродить, если он вернется и покается. И особенно благодать Божия дается через Святое Причастие, когда в нас входят Тело и Кровь Господни и делают наше тело частью Тела Христа, членом Тела Христова. Поэтому причащаться нужно как можно чаще, вы знаете. Потому что в нас живет сила Божия. И благодать усваивается нами через добрые дела, ради Бога сделанные. — А Миропомазание как часто бывает? — Один раз в жизни, после Крещения, и благодать действует в нем. Итак, человек спасается каким образом? Усваивая добрые дела; через добрые дела, через Святые Таинства, через веру. Если нет веры, все добрые дела пусты. А вера должна быть какая? Православная. То есть правильная, правильно славящая Бога. Православная вера означает — «правильно славящая Бога», то есть не еретическая, изначальная вера, апостольская вера, вот в этом смысле. Слово «православие» — это термин на самом деле искусственный, мы в Символе Веры даже не говорим, что мы веруем в Православную Церковь. Почему? Мы веруем в Единственную Святую Соборную Вселенскую Кафолическую и Апостольскую Церковь.