Orthodox Book in Golden-ship.ru

Чистые святые Ангелы с любят жить с чистыми. «Очистим се­бя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7, 1) и возложим надежду свою на сень крыл их. Святой Архистратиг Михаил со всем со­бором ангельским! Осени главу нашу в день брани нашей, видимой и невидимой! Покрой нас кровом крыл твоих и отгони от нас всяко­го врага и супостата! Аминь.     26.

Поучение второе на брань святою Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень во­круг боящихся Господа» (Пс.33,8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8, 26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр.12, 7))   Давняя брань небесных духов с Люцифе­ром, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный!

Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в ны­нешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», — по­тому что много бесов вошло в него» (Лк.8,30). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав ле­гион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жал­кого человека, терзает его, бегая по горам, пу­стыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему.

Необходимо и отсюда выгнать этого свержен­ного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали про­тив дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неде­лю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангель­ский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Хри­стос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же всту­пает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля.

Итак, «приплыли в страну Гадарин­скую. Михаил и Ангелы его воевали против дра­кона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, — ибо Господь обещал быть с нами до скончания ве­ка (см. Мф. 28, 20), — Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и прино­сящим вред людям.

Мы же посмотрим мысленными очами как бы на совершающуюся пред нами сию брань ангельского собора с легионом бесов­ским, посмотрим, сколь сильны войска обеих сторон, кто их предводители, чем они воору­жены для битвы и кто кого одолевает? И сие да будет в честь Богу. «Приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона».

В нынеш­ний день святая церковь представляет нашим мысленным очам двоякий собор, слушатель преизрядный, собор ангельский и собор бе­совский: собор ангельский в нынешнем тор­жественном празднестве, собор бесовский в евангельской истории. Собор ангельский в пречестном, преславном, ангельском Злато­верхом храме, собор бесовский — в стране Гадаринской.

Оба эти собора, противные друг другу, собрались в один день не для че­го-либо иного, как на войну, на битву. Это Михаил и Ангелы его хотят сотворить брань со змием. Какая же причина этой войны? Не иная, как мы, христиане. Это из-за нас воюют обе стороны. Легион, собор бесовский, хочет по­разить нас, от чего предостерегает апостол: «Противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). А собор ангельский старается оборонять нас, по по­велению Творца нашего: «Ангелам Своим Он заповедал о нас хранить нас» (Пс. 90, 11). Начиная присматриваться к этой брани Михаила и его Ангелов с легионом бесовским, прежде всего поглядим на войско неприятель­ское, на легион бесовский, ибо надлежит сна­чала узнать, испытать полки супротивных и уразуметь их силы, и тогда уже ударить по ним. Встало войско неприятельское в стране языческой, в области западной (ибо Гадара была подчинена западному государству, и на­сельники ее были идолопоклонниками). Обоз войска того зовется легион, то есть множест­во бесов: «Много бесов вошло в него» (Лк. 8, 30). А так как число легион исчисляется неодинако­во: одни считают в нем 5 тысяч, другие — 6, а иные и 11 тысяч, вернее же — бесчисленное множество, то здесь воистину вся сила бесов­ская. Велика эта сила, ибо если один много зла делает, потому что крепка его сила, то ког­да их многое множество, от них совершенно нет исцеления. Мы же можем видеть этот легион разде­ленным на семь частей, на семь полков, со­гласно с тем же местом у святого Луки, где он описывает нынешнюю евангельскую исто­рию. Ибо, повествуя в главе восьмой о бесно­ватом и о легионе бесовском, святой Лука в начале той же главы (Лк. 8, 2) упоминает о Марии Магдалине, из которой Христос из­гнал семь бесов. Святой Феофилакт и святой Григорий Двоеслов считают семь этих бесов главнейшими князьями бесовскими, началь­никами и творителями семи смертных грехов. После рассказа об их изгнании, в середи­не главы, евангелист приводит нынешнюю историю о бесноватом и бесах, и некоторые думают, что те же семь бесов, изгнанные из Магдалины, появились в другом месте, в стране Гадаринской, но уже в большем коли­честве: каждый князь со своим полком опутал некоего мужа, мстя за свое изгнание из жены. Будучи изгнанными из жены, они, как льсти­вые духи, удалившись в другую страну, напали на мужа, и все семь начальствующих с полка­ми своими собрались в одном бесноватом че­ловеке. Итак, их стало легион, войско великое, «потому что много бесов вошло в него». Легион тот неприятельский семиполчищный, воюющий против нас семью смертными грехами. Такова сила неприятельская! Посмотрим еще и на наше войско, на полки святых Ангелов, защищающих нас, и поглядим очами на отрока Елисеева. Отверз Господь очи отрока, и увидел он гору, испол­ненную коней, и колесницу огненную окрест. Что же это? Это Ангел Господень ополчился окрест боящихся Господа. Встало воинство небесное на восточной стороне, в области Царя славы, Михаил и Ангелы его: Михаил — воевода сил небес­ных, Ангелы его — это, во-первых, все де­вять ликов ангельских, расположенных в три иерархии; во-вторых, это совершенные осо­бы ангельские, во главе со святым Михаилом предстоящие Престолу Божию, как друзья и сотоварищи.