Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
отцы говорят: хоть кто и грешит, но внутренно ненавидит грех и тоскует после падения, тот, долго ли, коротко ли, совершенно разлюбит грех и скажет: Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138: 22). От Божьего милосердия до смерти не отступайте (старец Иоанн Троицкий). Старец Варсонофий Оптинский, благословляя говеющих, советовал после вечерни, на которой читают каноны, не вкушать ничего до причащения Св. Таин.
В исключительных случаях разрешал выпить только чаю. Мы не можем каяться надлежащим образом, если не узнаем способа этого самого покаяния; потому что каяться — значит и оплакивать содеянные грехи и оплакиваемых грехов больше не творить. Ибо кто оплакивает грехи, продолжая их, тот или притворяется, что он кается, или не имеет верного понятия о покаянии.
Ибо что пользы, если бы кто оплакивал грехи роскоши и между тем продолжал бы еще быть чрезвычайно любостяжательным. Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов Таинством Покаяния, то нам надобно: иметь твердую веру и надежду на Иисуса Христа; иметь сокрушение и болезнование о том, что мы прогневали Бога; простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды, какие они нам сделали; без всякой утайки, чисто и откровенно, объявить грехи свои пред духовником; положить твердое намерение вперед жить как можно осторожнее (
святитель Иннокентий, митрополит Московский). Если случится кому-либо из богобоязненных людей отойти ко сну, не раскаявшись в том грехе или в тех грехах, которые содеяны днем и мучат душу, то мучение это будет сопровождать человека целую ночь дотоле, пока сердечно не покается в грехе и не омоет своего сердца слезами (святой Иоанн Кронштадтский).
Тот, кто совсем не имеет намерения переменить жизнь свою, тот, кто не хочет оставить ни одного греха, - тот лучше не приступай к исповеди. Это я говорю здесь, пред лицом Бога; тот, кто нисколько не думает об исправлении себя, тот напрасно исповедается, напрасно трудится, потому что духовник, хотя и скажет: «Прощаю и разрешаю», но Дух Святый не простит и не разрешит.
Слышите, братия, Церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться на прежнюю греховную жизнь, но начать новую и святую. Итак, братия моя, прошу вас, ради Бога, ради спасения вашего, имейте намерение и постарайтесь переменить жизнь свою (святитель Иннокентий, митрополит Московский). Человек и с самыми малыми и обыкновенными грехами может погибнуть навеки, если он не будет о них заботиться, сожалеть и оплакивать и если вовремя не покается.
А, напротив, и самый великий злодей может получить Царствие Небесное, если принесет истинное покаяние и, сознавая себя виновным пред Богом, предаст себя в полную волю Божию. И что еще? Даже скорее можно погибнуть и не получить Царствия Небесного с малыми грехами, потому что совесть наша, уже привыкнув к ним, нисколько не напоминает нам о них и оттого мы думаем, что мы если не безгрешнее других, то, по крайней мере, не имеем больших грехов, и потому и не заботимся о себе; а между тем душа мало-помалу утверждается в том грехе, сердце грубеет и каменеет, и мы неприметно удаляемся от Бога и крепкими узами привязываемся к миру, с которым и погибаем, если не очувствуемся.
Мы невольными грехами назовем те, которые делаются или по необходимости, или по обстоятельствам, или по званию, или даже по слабости; а вольными грехами мы назовем те, которые делаются не по слабости человеческой, не по нужде, но единственно по худой привычке и по прихоти. Например, обсудить ближнего есть грех вольный и грех тяжкий, потому что кто и что принуждает нас пересуживать других, неужели какая-нибудь крайность? Например, если бедный и украдет что-нибудь, он, конечно, грешит, но он это сделал, может быть, по необходимости; но что за крайность, что за необходимость осуждать и судить о пороках других? Очень забавно слышать, как кто-нибудь, осуждая ближнего и вдоль, и поперек, приговаривает: «Я не в осуждение его говорю», как будто таковая оговорка избавит его от греха... Если хочешь говорить о ближнем, то говори о нем с хорошей стороны. Как готовиться к исповеди? Мы обыкновенно живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем душевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность. Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила пред исповедью говение. Что читать в дни говения? Святителя Феофана Затворника «Мысли о покаянии», св. Ефрема Сирина и др. Почаще следует молиться словами царя Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене... » Самоосуждение — вот первое и главное, с чем мы должны прийти на исповедь... Люди невнимательные, не придающие исповеди серьезного значения, «отбывающие» ее легкомысленно, так и приходят на исповедь, не зная, в чем каяться. И когда духовник обратится к ним с вопросом, желая помочь им раскаяться, в чем они чувствуют себя грешными, они обыкновенно отвечают: «Особенно ничем. Грешен, как и все люди, делом, словом и помышлением». Ответ этот совершенно недостаточен. Он показывает, что такие исповедники поленились поглубже вникнуть в себя, а потому и не заметили в себе ничего особенного. В тот день, в который я не плачу о себе, считаю себя находящимся в самообольщении (иеросхи-монах Афанасий Свенский). Если совесть укоряет в чем, не падай духом и не предавайся отчаянию. Поспеши лучше восстановить ее покой, удовлетворив ее требованиям подобно Закхею. Завершать же и начинать такое доброе дело лучше от Господа, в Таинстве Покаяния, через уста духовного отца твоего (святитель Феофан Затворник). Святой Иоанн Кронштадтский о покаянии Бывает часто, что человек молится о прощении грехов своих и внутренно сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и со скорбным, стесненным сердцем отходит от Щедрого Бога, — того он и достоин.