Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

отцы гово­рят: хоть кто и грешит, но внутренно ненавидит грех и тоскует после падения, тот, долго ли, ко­ротко ли, совершенно разлюбит грех и скажет: Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138: 22). От Божьего мило­сердия до смерти не отступайте (старец Иоанн Троицкий). Старец Варсонофий Оптинский, благословляя говеющих, советовал после вечерни, на которой читают каноны, не вкушать ничего до причаще­ния Св. Таин.

В исключительных случаях разре­шал выпить только чаю. Мы не можем каяться надлежащим образом, если не узнаем способа этого самого покаяния; потому что каяться — значит и оплакивать со­деянные грехи и оплакиваемых грехов больше не творить. Ибо кто оплакивает грехи, продол­жая их, тот или притворяется, что он кается, или не имеет верного понятия о покаянии.

Ибо что пользы, если бы кто оплакивал грехи роскоши и между тем продолжал бы еще быть чрезвычайно любостяжательным. Когда мы желаем очистить свою совесть от гре­хов Таинством Покаяния, то нам надобно: иметь твердую веру и надежду на Иисуса Христа; иметь сокрушение и болезнование о том, что мы прогне­вали Бога; простить всем своим врагам и оскорби­телям все обиды, какие они нам сделали; без вся­кой утайки, чисто и откровенно, объявить грехи свои пред духовником; положить твердое наме­рение вперед жить как можно осторожнее (

свя­титель Иннокентий, митрополит Московский). Если случится кому-либо из богобоязненных людей отойти ко сну, не раскаявшись в том грехе или в тех грехах, которые содеяны днем и мучат душу, то мучение это будет сопровождать челове­ка целую ночь дотоле, пока сердечно не покается в грехе и не омоет своего сердца слезами (святой Иоанн Кронштадтский).

Тот, кто совсем не имеет намерения переменить жизнь свою, тот, кто не хочет оставить ни одного греха, - тот лучше не приступай к исповеди. Это я говорю здесь, пред лицом Бога; тот, кто нис­колько не думает об исправлении себя, тот на­прасно исповедается, напрасно трудится, потому что духовник, хотя и скажет: «Прощаю и разре­шаю», но Дух Святый не простит и не разрешит.

Слышите, братия, Церковь повелевает после ис­поведи жить как можно осторожнее и не возвра­щаться на прежнюю греховную жизнь, но начать новую и святую. Итак, братия моя, прошу вас, ра­ди Бога, ради спасения вашего, имейте намерение и постарайтесь переменить жизнь свою (святи­тель Иннокентий, митрополит Московский). Человек и с самыми малыми и обыкновенны­ми грехами может погибнуть навеки, если он не будет о них заботиться, сожалеть и оплакивать и если вовремя не покается.

А, напротив, и са­мый великий злодей может получить Царствие Небесное, если принесет истинное покаяние и, сознавая себя виновным пред Богом, предаст се­бя в полную волю Божию. И что еще? Даже ско­рее можно погибнуть и не получить Царствия Небесного с малыми грехами, потому что совесть наша, уже привыкнув к ним, нисколько не напо­минает нам о них и оттого мы думаем, что мы ес­ли не безгрешнее других, то, по крайней мере, не имеем больших грехов, и потому и не заботимся о себе; а между тем душа мало-помалу утвержда­ется в том грехе, сердце грубеет и каменеет, и мы неприметно удаляемся от Бога и крепкими узами привязываемся к миру, с которым и погибаем, ес­ли не очувствуемся.

Мы невольными грехами назовем те, которые делаются или по необходимости, или по обстоя­тельствам, или по званию, или даже по слабости; а вольными грехами мы назовем те, которые де­лаются не по слабости человеческой, не по нужде, но единственно по худой привычке и по прихоти. Например, обсудить ближнего есть грех вольный и грех тяжкий, потому что кто и что принуждает нас пересуживать других, неужели какая-нибудь крайность? Например, если бедный и украдет что-нибудь, он, конечно, грешит, но он это сде­лал, может быть, по необходимости; но что за крайность, что за необходимость осуждать и су­дить о пороках других? Очень забавно слышать, как кто-нибудь, осуждая ближнего и вдоль, и по­перек, приговаривает: «Я не в осуждение его го­ворю», как будто таковая оговорка избавит его от греха... Если хочешь говорить о ближнем, то говори о нем с хорошей стороны. Как готовиться к исповеди? Мы обыкновен­но живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем ду­шевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность. Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила пред исповедью говение. Что читать в дни говения? Святителя Феофана Затворника «Мысли о покаянии», св. Ефрема Сирина и др. Почаще следует молиться словами царя Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене... » Самоосуждение — вот первое и главное, с чем мы должны прийти на исповедь... Люди невни­мательные, не придающие исповеди серьезного значения, «отбывающие» ее легкомысленно, так и приходят на исповедь, не зная, в чем каяться. И когда духовник обратится к ним с вопросом, желая помочь им раскаяться, в чем они чувству­ют себя грешными, они обыкновенно отвечают: «Особенно ничем. Грешен, как и все люди, делом, словом и помышлением». Ответ этот совершенно недостаточен. Он показывает, что такие исповед­ники поленились поглубже вникнуть в себя, а по­тому и не заметили в себе ничего особенного. В тот день, в который я не плачу о себе, считаю себя находящимся в самообольщении (иеросхи-монах Афанасий Свенский). Если совесть укоряет в чем, не падай духом и не предавайся отчаянию. Поспеши лучше вос­становить ее покой, удовлетворив ее требовани­ям подобно Закхею. Завершать же и начинать такое доброе дело лучше от Господа, в Таинстве Покаяния, через уста духовного отца твоего (свя­титель Феофан Затворник). Святой Иоанн Кронштадтский о покаянии Бывает часто, что человек молится о прощении грехов своих и внутренно сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не по­лучает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и со скорбным, стесненным сердцем отходит от Щедрого Бога, — того он и достоин.