Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Веруйте, яко приемлете, — говорит Господь, — и будет вам (Мк. 11: 24). Неуверенность в получении просимого у Бога — хула на Бога. Хотя ты без меры грешен, а все молись. Диавол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слово Спасителя: Грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6: 37).
Если согрешишь в чем пред Богом, тотчас же говори в сердце своем со смиренным сознанием и чувством своих грехов пятидесятый псалом. Если не подействовал один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее. Перечисляя грехи, в молитвах означенные, надо говорить их, чувствуя сердцем, как бы собственные. Аще седмищи на день согрешит...
и седмищи на день обратится, глаголя, каюся: остави ему (Лк. 17: 4). Знает Владыко как сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям и, падая часто, восстают часто, потому и дал заповедь, — часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово, — как только скажешь от всего сердца: каюсь, — тотчас прощает. Надо гнушаться всяким грехом не на словах только, но и делом гнушаться, и в мыслях, и в чувствах, и в воспоминании, и в воображении и, гнушаясь им, любить всем сердцем Бога и добродетель.
Покаяние прилежное, ежедневное и ежечасное должно вести нас к исправлению, к добродетели и совершенству. Покаяние должно вызывать воздыхание и слезы, как в мытаре и блуднице. Все то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть. Признавайтесь пред всеми, что вы грешники, и оплакивайте себя, когда сделаете какое-нибудь худое дело. Никакой нет заслуги в том, если грех оставит нас: надобно, чтобы мы оставили его.
Ничего так враг не ненавидит и не боится, как быть узнанным через открытие мыслей старцу; потому что тогда он уже не может коварствовать, как хочет (авва Дорофей). Епитимия есть двух видов: публичная, за публично обнаруженный грех, налагаемая по суду Церкви, и внутренняя. Не отчаивайся: ты учинил много худых дел и преступлений? Что же?
Ты не сошел еще во ад, где никто не исповедается. Ты не оставил еще позорища, но стоишь среди позорища? Но ты не там еще, где находится богач, тебе не сказано, что бездна между нами и вами (святитель Иоанн Златоуст). Всякая неосторожность в отношении к Св. Тайнам требует покаяния. Начало казни грешников видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, произведенной такою болезнью, которая отнимает возможность покаяния (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Этой молитвою, которая разбойника в рай ввела, вводят иные себя в самообольщение. Имея в виду пример покаявшегося разбойника, они думают, что для спасения достаточно только устного исповедания веры во Христа, и, проводя беспечно жизнь греховную, воображают, что еще не поздно, если и последнее их дыхание будет вздохом их покаяния, если при конце жизни успеют сказать: «Помяни мя...
» Как же посредством жертв, приносимых во множестве без должного покаяния, надеетесь при-обресть избавление душам своим? (святитель Василий Великий). Ежедневно плачущий о грехах очищает и тело, потому что слеза, истекшая с верой, омывает тело от нечистот его («Патерик»). Полезно воспоминать и исчислять свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткновений, подробное воспоминание которых воспрещено отцами как возобновляющее в человеке ощущения греха и услаждение им (святой Филофей Синайский). Не подобает жалеть слез, ибо слезы суть верные хранители того, кто жизнь свою располагает по добродетелям (святитель Григорий Нисский). Из беседы с одним духовником. Я принимал от каждого приходящего только исповедание своих грехов. Если же кто не осознал своей греховности и не имеет твердого намерения оставить свои греховные навыки, то обличение грехов внешне, только со стороны духовника, часто вызывает протест и даже раздражение и гнев, — ибо обличение нечестивому (т. е. нераскаянному) — раны ему, и в причинении этой боли он считает виновным обличителя. Если же возникают перед духовником вместо исповеди счеты и пересчеты с ближними, с обвинением их, то они никогда не могут привести к положительному концу... Только смиренное признание своей греховной виновности приводит человека к очищению и покою. Часто люди приходят на исповедь с неподготовленным сознанием: вместо исповедания содеянных грехов начинают повествование об обстоятельствах своей жизни. Иногда рассказывают о семейных горестях и трудностях, взаимных недоразумениях. В другой раз приходят с жалобами и осуждениями своих ближних. Конечно, каждому хочется освободиться от всякой тяготы и давления на душу, найти сочувствие и облегчение, но не всегда имеется именно такая возможность во время исповеди — по недостатку времени. Поэтому духовнику приходится сказать: «Принимаю только грехи и выслушиваю только их». Духовник должен разъяснить людям, чтобы они обязательно молились накануне причащения Св. Таин за вечерней, а в день причащения — за утреней и Литургией. В продолжение земной жизни христиане должны пребывать в покаянии, чуждыми наслаждений и увеселений тленных — и этим непрестанным пребыванием в покаянии избранники Божии отличаются от сынов мира... Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Господь любит более раскаяние во спасение грешника, нежели жертвоприношения. Чем более грешник строг к самому себе, тем паче Бог к нему снисходителен. Если не можешь сказать грехов своих, то уж лучше написать их, чем скрыть (преподобный Иосиф Оптинский). Св. Исаак Сирин говорит: «Если мы все грешны и ни один из нас не возвысился превыше всякого искушения, то ни одна из добродетелей не может быть превыше покаяния, т. е. все добродетели, и самые высшие, должны быть растворены покаянием... » В другом слове этот великий наставник говорит: «Покаяние есть дверь милости Божией для тех, которые тщательно упражняются в нем».