Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

Мы невольными грехами назовем те, которые делаются или по необходимости, или по обстоя­тельствам, или по званию, или даже по слабости; а вольными грехами мы назовем те, которые де­лаются не по слабости человеческой, не по нужде, но единственно по худой привычке и по прихоти. Например, обсудить ближнего есть грех вольный и грех тяжкий, потому что кто и что принуждает нас пересуживать других, неужели какая-нибудь крайность?

Например, если бедный и украдет что-нибудь, он, конечно, грешит, но он это сде­лал, может быть, по необходимости; но что за крайность, что за необходимость осуждать и су­дить о пороках других? Очень забавно слышать, как кто-нибудь, осуждая ближнего и вдоль, и по­перек, приговаривает: «Я не в осуждение его го­ворю», как будто таковая оговорка избавит его от греха...

Если хочешь говорить о ближнем, то говори о нем с хорошей стороны. Как готовиться к исповеди? Мы обыкновен­но живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем ду­шевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность. Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила пред исповедью говение. Что читать в дни говения?

Святителя Феофана Затворника «Мысли о покаянии», св. Ефрема Сирина и др. Почаще следует молиться словами царя Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене... » Самоосуждение — вот первое и главное, с чем мы должны прийти на исповедь... Люди невни­мательные, не придающие исповеди серьезного значения, «отбывающие» ее легкомысленно, так и приходят на исповедь, не зная, в чем каяться.

И когда духовник обратится к ним с вопросом, желая помочь им раскаяться, в чем они чувству­ют себя грешными, они обыкновенно отвечают: «Особенно ничем. Грешен, как и все люди, делом, словом и помышлением». Ответ этот совершенно недостаточен. Он показывает, что такие исповед­ники поленились поглубже вникнуть в себя, а по­тому и не заметили в себе ничего особенного.

В тот день, в который я не плачу о себе, считаю себя находящимся в самообольщении (иеросхи-монах Афанасий Свенский). Если совесть укоряет в чем, не падай духом и не предавайся отчаянию. Поспеши лучше вос­становить ее покой, удовлетворив ее требовани­ям подобно Закхею. Завершать же и начинать такое доброе дело лучше от Господа, в Таинстве Покаяния, через уста духовного отца твоего (свя­титель Феофан Затворник).

Святой Иоанн Кронштадтский о покаянии Бывает часто, что человек молится о прощении грехов своих и внутренно сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то действительно и не по­лучает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и со скорбным, стесненным сердцем отходит от Щедрого Бога, — того он и достоин.

Веруйте, яко приемлете, — говорит Господь, — и будет вам (Мк. 11: 24). Неуверенность в получе­нии просимого у Бога — хула на Бога. Хотя ты без меры грешен, а все молись. Диавол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слово Спасителя: Грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6: 37). Если согрешишь в чем пред Богом, тотчас же го­вори в сердце своем со смиренным сознанием и чувством своих грехов пятидесятый псалом. Если не подействовал один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее. Перечисляя грехи, в молитвах означенные, надо говорить их, чувствуя сердцем, как бы собствен­ные. Аще седмищи на день согрешит... и седмищи на день обратится, глаголя, каюся: остави ему (Лк. 17: 4). Знает Владыко как сердцеведец, что лю­ди склонны к весьма частым падениям и, па­дая часто, восстают часто, потому и дал запо­ведь, — часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово, — как только скажешь от всего сердца: каюсь, — тотчас прощает. Надо гнушаться всяким грехом не на словах только, но и делом гнушаться, и в мыслях, и в чувствах, и в воспоминании, и в воображении и, гнушаясь им, любить всем сердцем Бога и добро­детель. Покаяние прилежное, ежедневное и ежечасное должно вести нас к исправлению, к добродетели и совершенству. Покаяние должно вызывать воз­дыхание и слезы, как в мытаре и блуднице. Все то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть. Признавайтесь пред всеми, что вы грешники, и оплакивайте себя, когда сделаете какое-нибудь худое дело. Никакой нет заслуги в том, если грех оставит нас: надобно, чтобы мы оставили его. Ничего так враг не ненавидит и не боится, как быть узнанным через открытие мыслей старцу; потому что тогда он уже не может коварствовать, как хочет (авва Дорофей). Епитимия есть двух видов: публичная, за пуб­лично обнаруженный грех, налагаемая по суду Церкви, и внутренняя. Не отчаивайся: ты учинил много худых дел и пре­ступлений? Что же? Ты не сошел еще во ад, где ни­кто не исповедается. Ты не оставил еще позорища, но стоишь среди позорища? Но ты не там еще, где находится богач, тебе не сказано, что бездна между нами и вами (святитель Иоанн Златоуст). Всякая неосторожность в отношении к Св. Тайнам требует покаяния. Начало казни грешников видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, произведенной такою болезнью, которая отнимает возможность покаяния (святитель Игнатий (Брянчанинов)).  «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Этой молитвою, которая разбойника в рай ввела, вводят иные себя в самообольщение. Имея в виду пример покаявшегося разбойника, они думают, что для спасения достаточно только устного исповедания веры во Христа, и, проводя беспечно жизнь греховную, воображают, что еще не поздно, если и последнее их дыхание будет вздохом их покаяния, если при конце жизни ус­пеют сказать: «Помяни мя...