Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

Этою дверью входим в Божественную милость; к этой милости не войти нам иначе, как только этой дверью... Требование от себя неизменяемости и не­погрешимости — требование несбыточное в этом преходящем веке! Неизменяемость и непогреши-тельность свойственны человеку только в будущем веке (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Если не будете снова грешить, то загладите преж­ние грехи.

Отец родной еще в чесом-либо свяжет свое ро­ждение, а отец духовный всячески развязати мо­жет; а когда же отец духовный сына своего пра­вильно свяжет, то и Сам Бог не развяжет. Понеже Сам Он, Господь Бог, вручил ему сие (крестьянин Посошков). Мысли святителя Иоанна Златоуста Бог отвращается не столько от грешащих, сколь­ко от тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нем.

Не получит прощения собственных грехов тот, кто просит Бога о наказании других за грехи. Грехи нужно исповедовать подробно... Самые маловажные грехи достойны великого наказа­ния. Легкий грех делается тяжким и непроститель­ным, когда согрешающий осуждает другого. Пути покаяния: исповедание грехов, плач о грехе, смиренномудрие, милостыня, молитва, от­пущение грехов ближним.

Только при покаянии могут помочь нам молит­вы святых. Причащающие Таинств недостойно понесут та­кое же наказание, какое потерпят распявшие Христа. Мысли преподобного Варсонофия Оптинского «Когда только хочу записать грехи свои для от­кровения, то (что вам сказать?) мне уже становит­ся легче, я это замечал», — говорил один человек старцу Варсонофию Оптинскому.

«Да, — отвечал старец, — вы только еще пишете, а он (враг) уже бежит». Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек в чем не покаялся, всячески препятствует его покаянию. С этою целью он всячески умаливает степень тя­жести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это без исповеди духовнику простит», — и тому подобное.

И даже старается, чтобы чело­век забыл об этом грехе. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи. О скверных помыслах. Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую де­вочку лет пяти-семи и говорю: «Как ты сюда по­пала?» И думаю: «Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?

» А она смотрит на меня и говорит: «Я здесь за сквер­ные мысли». Я тогда же отправился к моему ду­ховнику и спросил его: «Возможно ли это?» Он отвечал: «Да, в аду половина ребятишек». Я замечаю у тебя уныние, ради коего ты счита­ешь себя недостойным помощи Божией и про­щения — так думать оскорбительно для любви Божией. Никакие грехи не могут одолеть Божией благости и милосердия, если мы в них каемся и просим прощения.

Ангелы плачут, когда ты уны­ваешь и сомневаешься в милосердии Божием. На исповеди подлинно жизнь и смерть человека в руце языка (см. Притч. 18: 21), т. е. зависят от его уст. Жизнь, и Жизнь Вечная - когда ты от сердца сокрушенного и смиренного раскроешь все свои грехи пред Богом и получишь прощение в них из уст священника. Смерть, и смерть вечная - когда ты, по стыду ли ложному или по гордости, скро­ешь и не расскажешь пред духовником о каком-либо твоем злом деле и отойдешь не прощен и не разрешен от грехов. Есть люди, которые знают свой грех, понимают даже, что он есть мерзость пред Богом, но не могут собрать столько сил, что­бы решиться открыть свои греховные дела пред служителем алтаря. Таких-то людей диавол дер­жит в своих лапах и не дает им открыть рта сво­его, ибо знает, что, как только на исповеди они откроют грехи свои, он потеряет все права свои над ними, а Ангел-Хранитель изгладит, вычерк­нет все беззакония из книги дел их. Егда Божию заповедь или отца своего духовного приказание человек кой преступит и вскоре по-каятися не потщится, то к тому человеку диавол дерзко приступает и вреждает его. А егда покает­ся, то опять диавол от него отдаляется и в такого человека никоими мерами внити и вредити ему не может. Сокрушение о грехах скорее поста и бдения уми­лостивляет гнев Божий. Причащаться надо всякий пост. Не готова? А то хотя бы поисповедовалась да услышала: «Святая Святым!» (старец Адриан Югский). Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Открывайте все свои помыслы, особенно те, ко­торые долго вас не будут оставлять (преподобный Никон Оптинский). Ежедневно перед сном надо вспоминать гре­хи, содеянные за день, и покаяться в них перед Господом. Кто не видит грехов своих и не чувствует тяже­сти их, тот легко впадает в прелесть бесовскую. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. Простецы при исповеди без вопросов обыкно­венно упускают из виду свои наиболее пагубные прегрешения, каются во внешних нарушениях обрядового закона, иногда исчерпывая всю испо­ведь приблизительно такими фразами: «Рано ем, пью», «Селедки постом покушали», или: «С мас­лом поела», «Глоток молочка проглотила, когда ребенка кормила», или: «Что ни ступила — согре­шила». А что живет без церковного венца или в ссоре с соседями, пьянствует, блудничает, враж­дует, матерится, — о том и помину нет. Пришед от исповеди к себе домой, первее по­благодари сердечно Бога, что Он удостоил тебя и допустил до святой Исповеди и умиротворения совести. Кто имеет дурное сердце, не должен отчаивать­ся, потому что с помощью Божиею человек мо­жет исправлять свое сердце. Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда не видит ни­какой надежды на его исправление (преподобный Амвросий Оптинский). Грешники весьма часто и не считают себя велики­ми грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя греш­никами, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожес­точает их сердце (святой Иоанн Кронштадтский).