Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Всякий нераскаянный грешник есть Иуда. Недействительно раскаяние, когда не возвращено, что можно возвратить. Не предавайтесь унынию: оно рождает сомнение в милости Божией; обратитесь сердцем к Богу и вспомните, что Он преисполнен милосердия к слабостям нашим. Мы несомненно веруем, что через раскаяние из-глаждаются грехи, даже и тогда, когда раскаяние происходит при последнем издыхании (блаженный Иероним).
Внутренняя скорбь о грехах спасительнее всех телесных подвигов. Приди к духовнику - и получишь рай (преподобный Силуан Афонский). Душа часто за один помысл сомнения в милосердии Божием: «А ну как Господь не простит» — теряет много. Не отчаивайся, зная безмерное милосердие Божие, хотя и во многие грехи впадаешь; но мысль о милосердии Божием отнюдь да не будет для тебя поощрением к совершению греха или к продолжению греховной жизни (святитель Иоанн Златоуст).
Не успокаивай себя в своих греховных действиях «обычностию» греха вокруг себя: это не послужит к оправданию таких грехов и, следовательно, не избавит от наказания за грех Правосудием Божиим (святитель Феофан Затворник). Если только при смерти приносим покаяние, то можно сказать, что не мы оставляем грехи, но они оставляют нас. Должно исповедовать грехи свои от своего лица, ибо бесы имеют обычай часто внушать нам или совсем не исповедовать согрешений духовному отцу, или исповедовать, но как бы от лица иного (преподобный Иоанн Лествичник).
Пока мы находимся в здешней жизни, до тех пор имеем силу и возможность расторгнуть те узы, коими враг наш, диавол, оковывает нас, — и через покаяние, свергнув с себя бремя грехов, наследовать вечное спасение; но когда нераскаянная душа разлучится с телом, тогда уже нет для нее спасения. Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе.
Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В этом не сомневайся (преподобный Антоний Великий). Пред Таинством Покаяния заранее войди в себя самого и займись прежде всего рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было не исправленного. Конечно, всякий говорит о себе, что он грешен, и не только говорит, а нередко и чувствует себя таковым; но эта греховность наша представляется в виде смутном и неопределенном. Этого мало.
Истинное покаяние и должная исповедь требуют определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере, узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно. Для этого вот что советуют сделать: поставь с одной стороны Закон Божий (или написанную опытным священником исповедь с перечислением грехов), а с другой — собственную жизнь и смотри, в чем ты грешен.
Да, братие и сестры, все свои грехи надо исповедать, открыть чистосердечно пред священником, чтобы получить через него от Христа Спасителя нашего всепрощение. А кто скрывает на исповеди свои грехи или прикрывает и старается извинить себя, тому не будет и прощения, потому что Господь сказал апостолам и преемникам их: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20: 23).
Как же священник может отпустить или не отпустить грехи, простить или нет, если ему не открыты грехи? Запомним, братие, что исповедать грехи священнику Сам Бог повелевает (святой Иоанн Кронштадтский). Не вознерадим обращаться к благоутробно-му Владыке Господу нашему скоро (если согрешим) и не предадимся беспечности и отчаянию, ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Преподобный Варсонофий говорит, что если не предашься унынию и нерадению, то удивишься и прославишь Бога, как Он тебя приведет к Себе, сделает из грешника праведником (преподобный Серафим Саровский). Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений как бы уздою, ибо грехи, которых не исповедуем отцу духовному, делаем уже как бы во тьме и без страха (преподобный Иоанн Лествичник). Каяться во грехах мы должны ежедневно, ибо ежедневно грешим; но покаяние в посты от ежедневного отличается тем, что соединяется с гове-нием, исповедью и причащением Святых Таин. Не уклоняйтесь от подвигов говения, строго смотрите за собою, храните воздержание, даже в постной пище, и всячески воздерживайтесь от кушаний непостных. Такое воздержание в питании имеет отчасти значение некоторого наказания (епископ Виссарион Костромской). Не ради праведных было пришествие в мир Сына Божия, но ради грешников, чтобы они изгладили грехи свои покаянием. Благодать на благодать: людям после крещения дано покаяние... второе рождение от Бога. Все труждающиеся и обремененные грехами только покаянием приходят к Богу. Каждый имеет нужду в покаянии, в новом рождении от Бога, хотя бы он лишь час прожил на земле. Покаянием царь Давид, после того как он пал в грех блуда и убийства, опять получил пророческий дар. Царь Манассия покаянием получил спасение, хотя пятьдесят лет до этого отклонял Израиль от истинного Бога; покаянием верховный из апостолов, по отречении от Господа, употребив врачевство слез, опять восприял достоинство апостольства. Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения (преподобный Иоанн Лествичник). Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние. Хотя Господь туне простил разбойника за одно исповедание веры словом на кресте и обетовал ему Царство, но в душах кающихся Дух Святой вселяется не иначе как после многих трудов, так что, по словам св. Марка Подвижника, согрешившему нельзя избежать воздаяния иначе, как соответствующим греху покаянием. Согрешившему невозможно избежать грядущего суда без добровольных в сей жизни болезненных трудов или без страданий от невольных бед. Если совершается обрядовое покаяние, без изменения неугодной жизни, то это не покаяние, а самообман, самообольщение, в котором выражается темное, непросвещенное язычество. Сердце очищается внутренним подвигом покаяния.