Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Не надобно думать, что мы можем сами собою себя исправить, а просить о том Господа. Спасительные советы, особенно на исповеди, надо принимать всем сердцем, а если покажется противно, не осуждать оные внутренно, а открывать свои чувства духовнику и не противоречить. Есть такие причастники, которые Святых Таин Христовых приобщаются, а грехов своих на исповеди не объявляют и нисколько в них не раскаиваются.
Таковые будут строго осуждены на суде Христовом; однако если раскаются в этом — спасутся. Душевный покой приходит от чистой совести, которая и сама приходит не иначе как от откровения духовнику в немощах, грехах и недоверчивости к самому себе. В минуту же отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа. Один человек на мытарствах был задержан за то, что имел намерение сделать грех, хотя его и не сделал.
Господу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. Чувство покаянное нужно иметь не только на исповеди, но постоянно. Что дом не кающегося? Пусто, затхло, бесприютно. Такова душа не кающегося, и враг делает ее помойною ямой (святитель Феофан Затворник). Для грешников, которые умирают тотчас же после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи.
Более погибающих от злых слов, нежели от злых дел, потому что не многие считают нужным приносить покаяние в произнесенных словах (святитель Иоанн Златоуст). Злые мысли, посредством исповеди будучи открываемы, прогоняются. Покаяние есть очищение совести (преподобный Иоанн Лествичник). Не откладывай своего покаяния, так как застарелые, и оставленные, и запущенные раны нелегко врачуются и для заживления своего требуют много трудов, резаний, прижиганий; ибо чем позднее покаяние, тем оно тягостнее.
Таинствами христианской Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чем сущность спасения (святитель Игнатий (Брянчанинов)). На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы (не должно выжимать их, они сами придут). Скажи, что есть на совести, и больше ничего. Отчаяние есть духовное самоубийство.
Не должно отчаиваться, хотя бы кто и ежедневно падал в грех. Отчаиваться гораздо хуже, чем согрешать. В отчаянии полезно размышлять о милосердии Божием. Если кто не покается и умрет, не прощая брата, то душа его отойдет туда, где живет злой дух, который овладел душою (преподобный Силуан Афонский). Не кающиеся и не плачущие ныне на том свете горько будут плакать и рыдать как младенцы, и слезы их будут жечь тела их, как огонь, но уже не принесут им никакой отрады (преподобный Макарий Египетский).
Исповедая духовнику хульные мысли, не объясняй в подробности хульных слов (святитель Феофан Затворник). Не почитай себя безопасным, ежели не скорбишь о грехах своих; но о сем более и стенай, что не чувствуешь своих беззаконий (святитель Иоанн Златоуст). Если же кто прочтет не служащее к угождению Божию в неведении, то да подвизается скорее изгладить прочитанное из памяти чтением Божественных Писаний да покается духовнику (преподобный Петр Дамаскин).
Всякий нераскаянный грешник есть Иуда. Недействительно раскаяние, когда не возвращено, что можно возвратить. Не предавайтесь унынию: оно рождает сомнение в милости Божией; обратитесь сердцем к Богу и вспомните, что Он преисполнен милосердия к слабостям нашим. Мы несомненно веруем, что через раскаяние из-глаждаются грехи, даже и тогда, когда раскаяние происходит при последнем издыхании (блаженный Иероним). Внутренняя скорбь о грехах спасительнее всех телесных подвигов. Приди к духовнику - и получишь рай (преподобный Силуан Афонский). Душа часто за один помысл сомнения в милосердии Божием: «А ну как Господь не простит» — теряет много. Не отчаивайся, зная безмерное милосердие Божие, хотя и во многие грехи впадаешь; но мысль о милосердии Божием отнюдь да не будет для тебя поощрением к совершению греха или к продолжению греховной жизни (святитель Иоанн Златоуст). Не успокаивай себя в своих греховных действиях «обычностию» греха вокруг себя: это не послужит к оправданию таких грехов и, следовательно, не избавит от наказания за грех Правосудием Божиим (святитель Феофан Затворник). Если только при смерти приносим покаяние, то можно сказать, что не мы оставляем грехи, но они оставляют нас. Должно исповедовать грехи свои от своего лица, ибо бесы имеют обычай часто внушать нам или совсем не исповедовать согрешений духовному отцу, или исповедовать, но как бы от лица иного (преподобный Иоанн Лествичник). Пока мы находимся в здешней жизни, до тех пор имеем силу и возможность расторгнуть те узы, коими враг наш, диавол, оковывает нас, — и через покаяние, свергнув с себя бремя грехов, наследовать вечное спасение; но когда нераскаянная душа разлучится с телом, тогда уже нет для нее спасения. Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В этом не сомневайся (преподобный Антоний Великий). Пред Таинством Покаяния заранее войди в себя самого и займись прежде всего рассмотрением жизни своей и всего, что в ней было не исправленного. Конечно, всякий говорит о себе, что он грешен, и не только говорит, а нередко и чувствует себя таковым; но эта греховность наша представляется в виде смутном и неопределенном. Этого мало. Истинное покаяние и должная исповедь требуют определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно и в какой мере, узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно. Для этого вот что советуют сделать: поставь с одной стороны Закон Божий (или написанную опытным священником исповедь с перечислением грехов), а с другой — собственную жизнь и смотри, в чем ты грешен. Да, братие и сестры, все свои грехи надо исповедать, открыть чистосердечно пред священником, чтобы получить через него от Христа Спасителя нашего всепрощение. А кто скрывает на исповеди свои грехи или прикрывает и старается извинить себя, тому не будет и прощения, потому что Господь сказал апостолам и преемникам их: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20: 23).