Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Сим путем может спастись бедный, и больной, и престарелый, грубый, и невежда». Многие христиане, воздерживаясь от греха словом и делом, согрешают мысленно и не знают, что через сие наносят душе своей великий вред (впадая в тщеславие, самомнение, возношение и др.). Чтобы узнать свою греховность, надо ежедневно рассматривать свою совесть в зеркале Закона Божия и обращаться с молитвою ко Святому Духу о просвещении.
Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого, но согрешения против ближних не прощает, если с ним не умиротвориться и не удовлетворить его как следует. Бойся греховных привычек более, чем врагов. Искать в себе безгрешия и полагать в том надежду спасения — пагубное обольщение, которое хуже грехопадений с покаянием (преподобный Макарий Оптинский).
Если любишь покаяние, возлюби и молчание, уединение, ибо вне их покаяние не достигнет совершенства. Если же пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется напрасным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Не открывай помыслов твоих пред всеми, чтобы это не послужило причиною преткновения для ближнего твоего, но только тем, которые могут спасти душу твою. Нет большого или малого греха. Малый или большой грех — всегда грех.
Множество «малых» грехов нам причиняют больше зла, чем один большой грех, потому что они проходят незамеченными и мы не стараемся их исправить. Великий грех предо мной всегда (см. Пс. 50: 5). Как, к примеру, плющ на дереве. Его нужно уничтожить, если мы не желаем, чтобы дерево засохло. Но маленькими паразитическими растениями на стволе мы пренебрегаем (старец Иоиль Каламский).
За одно приветствие душа чувствует в себе добрую перемену; и напротив, за один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия. Тогда скорее кайся, чтобы возвратился мир Божий в душу твою. Если когда забудешься и не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку (преподобный Силуан Афонский).
Не вынуждай течения слез о грехах и не слишком домогайся внешнего плача. Эти слезы не будут спасительны: развлекая дух молящегося, они ослабят его... Истинный дар слез — плод свободного, внутреннего, благодатного движения духа («Луг Духовный») Берегись, чтобы не изгнать тебе через лакомство твое сокрушение сердечное. Мудрый христианин получает пользу и тогда, когда его обличают в худых делах, ибо он понуждает себя к покаянию.
Ничто столько не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешников (святитель Иоанн Златоуст). Заботься о покаянии и смирении, а на исправность не заглядывайся и не гордись ею. Если она и будет - это Божий дар, не твоя заслуга. Благодари Господа за этот дар, но себе не приписывай и помни: нам принадлежат только грехи да покаяния вздохи; согрешая, умножим покаяние и смирение — и Господь оправдает нас, как мытаря.
Видение святого Нифонта Святому Нифонту дана была от Бога благодать видеть все, что совершается на свете — и явно, и тайно: духовные очи видели и Ангелов. Вот однажды он пришел в церковь и увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий с земли на небо, к Престолу Господню. По этому пути Ангелы несли душу кого-то умершего, а за ними неслись демоны и неистово кричали: «Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива, во всех грехах она была виновна?» — «Знаем, — отвечали им Ангелы, — знаем, что эта душа — величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах и перед смертью исповедовалась в них, за что Господь и простил ей все грехи». — «Если уж эта душа получила прощение от Бога, — закричали демоны, — так возьмите себе всех грешников! А мы для чего ж будем трудиться?» На вопль демонов Ангелы отвечали: «Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют грехи свои с сокрушением, получают от Бога прощение, а кто умрет, не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами». Не сразу можно привыкнуть к проверке себя (испытанию в делах, словах, чувствах, мыслях за день). Сначала будете пропускать, может, по три дня, потом эти пробелы будут меньше и меньше, и через десять лет вы приобретете этот навык — всегда проверять себя, чтобы через это исправить свою жизнь и раскаяться во всем Господу... О чем я мыслил? Какие чувствия питал в своем сердце? Чего я желал? Где я был? Что я говорил? Что я сделал и чего не сделал? Какие мои обыкновенные грехи, т. е. по навыку и долговременной привычке мною делаемые? Коликократно я в оные впадал? С какими людьми я частое имел обращение? (преподобный Варсонофий Оптинский). Монах, стремящийся к духовному совершенству, если будет довольствоваться хождением на исповедь к духовнику малым числом раз и будет жить без откровения помыслов и старческого окорм-ления, то подвергается опасности, во-первых, во всю жизнь не научиться духовной и монашеской жизни; во-вторых, остаться со своими прежними страстями. Так как исповедь бывает не каждый день, а только четыре раза в год, редко чаще, то получаются довольно большие промежутки без испытания совести; а так как наша природа удо-бопреклонна ко греху и нуждается в постоянном руководстве, то и бывает, что, не удерживаемые страхом близкой исповеди, такие люди после Причастия остаются с прежними страстями, если только еще не с худшими. Об искусстве же их в мысленной брани нечего и поминать: живя без руководства, они мало чем отличаются от мирян в своем духовном устроении. Плач твой да соответствует грехам твоим. Если падение твое невелико, довольно с тебя слезы; если же велико, должен быть поток слезный (преподобный Иоанн Постник). Б удем плакать по мере беззакония. И некоторое время жизни провести с истинным сокрушением во грехах не бесплодно. Ибо и малое время покаянных слез будет вписано золотыми буквами в Книгу Жизни и послужит к облегчению будущей участи нашей за гробом. Св. Мария Египетская целых семнадцать лет плакала, у св. апостола Петра глаза были всегда красными от слез. Смотри, чтобы покаяние не пришло тебе на мысль уже тогда, когда только одному отчаянию будет время и место (преподобный Исидор Пелусиот).