Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Но откуда было взяться такому, кото­рый был бы рожден по природе человеком и был бы свободен от праотеческой болезни? Та­ким образом с человеком, не имеющим греха, должен был сосуществовать Бог, Который, бу­дучи величайшей Силой и Самой Жизнью как она есть, мог бы навсегда упразднить смерть на всем пространстве прошлого, настоящего и будущего, чтобы вся совокупность человече­ства могла получить свободу.

Такова премудрость, которая сопутствовала вочеловечению Бога Слова. Через вопло­щение от Своей Приснодевы Матери без нетления и помимо естественных законов, которым подчинялись остальные люди, Он был свободен от прародительского греха и следовательно был безгрешным. А через неслитное единение двух Его природ в одной и единой Ипостаси Божественного Слова, Он стал Богочеловеком, имеющим в Себе и божественное и человече­ское, и таким образом воссоздал бывший испорченным образ Божий, преобразив его в Ново­го Человека, Нового Адама, сотворенного по Богу (см. Еф. 4, 24).

После этого Господь при­общился и к смерти, чтобы искупить наш всечеловеческий долг. Хотя главным страданием Господа нашего является Крест, через который была побеж­дена смерть, тление и всеобщее осуждение, наши Отцы объясняют смысл и значение и дру­гих страданий Христовых. Поскольку преступление первозданных людей не было простым отказом, простым прекословием, но за ним последовало и практическое осуществление не­послушания заповеди Божией, после этого естественно было, что понадобилось врачевание и всех этих действий.

Так что все действия, в которых выявилось преступление первого Адама, противоположным образом воспроизводятся Новым Адамом, Господом нашим Иису­сом, чтобы быть уврачеванными от болезни преступления. Простерла Ева руки, чтобы взять запретный плод? Простер и Иисус наш Свои руки на Кресте! Нарушил заповедь Адам и про­явил непослушание? И наш Иисус стал послушным даже до смерти (Флп. 2, 8)! От древа был взят плод? На Древе был повешен и наш Искупитель!

Садом было то место, где Адам согрешил и откуда был изгнан? Садом была и Гефсимания, где Иисус наш был предан! О ра­венстве Богу и о славе мечтал Адам, когда совершал преступление? Бесчестие и оплевание принял наш Господь! Волчцы и терния наследовал в своем изгнании Адам? Терновым вен­цом увенчивается и Иисус! Приятный вкус почувствовал Адам от вкушения плода? Желчь и уксус вкушает Господь наш!

Через Еву, сотворенную из ребра Адамова, пришло заблужде­ние? В ребро пронзается Иисус, чтобы излились «кровь и вода» — составляющие вещества таинственного очищения человеческой природы! И вообще все действия Адама, в которых выразилось падение, врачуются Спасителем противоположными соответствующими дейст­виями с приобщением к страданиям. Но центром и средоточием всех действий, предпринятых Богочеловеком ради нашего спасения, является Крест, на котором совершилось великое чудо, самое великое чудо, о ко­тором кто-либо слышал, сосредоточившее в себе все мировые события, положившее одно­временно начало и конец прошлому, настоящему и будущему исторической жизни народов.

На Кресте рождается подлинная жизнь и история вечности, отсюда начинается единение всех сущих, живших прежде, живущих теперь и имеющих появиться на свет. Отсюда берет начало упразднение и уничтожение смерти и тления. Здесь рождается залог безопасности на все времена и века и осуществляется вступление всей твари в состояние «соучастия» в божественных дарованиях и благодеяниях, как это замыслил Господь при начале создания мира.

Преступление и падение Адама воспрепятствовало благоволению Божию освятить и сделать совершенной всю тварь посредством свободной воли человека. Крестная Жертва Господа нашего и есть именно то начало, которое возвращает тварь к ее первоначальному назначению, к ее славе. Якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Кор. 15, 22). Аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множае паче Благодать Бо­жия и дар Благодатию Единаго Человека Иисуса Христа во многих преизлишествова[63] (Рим. 5, 15). Это так и есть. Ведь никто из нас не сомневается, что Воскресение Господа нашего — это, в некотором смысле, раздача всех дарований, которые мы описали выше, а корень, из которого все они произросли и принесли плод, — это Крест. Крест есть слава нашего Ии­суса, поэтому и Иоанн Богослов говорит, что до Крестной Жертвы Иисус не у бе прославлен (Ин. 7, 39). И если жатва совершена была в Воскресении, то зрелые плоды урожаю принесли Крест и Страсти Христовы. Итак, Всесильное Слово, соединившись с нашим естеством и Своим вседобродетель-ным житием исцелив все наши немощи и страсти, всю склонность к жизни не по природе, ставшую плодом нашего разума, который прилежит на злая от юности нашей (ср. Быт. 8, 21), взошло наконец на Крест, считавшийся проклятием, и вместе с проклятием, унаследо­ванном человеческой природой, упразднило и саму смерть. Для Великого Устроителя наше­го обновления весьма естественным было пожелать всецело излечить то, что Он принял, то есть человеческую природу. После того, как Господь словом и делом показал, что добро­детель соответствует нашей природе, Он уврачевал раны, нанесенные человеку смертью, ко­торые символизировали одновременно и наши душевные недуги. Так, Он исцелил слепых, хромых, прокаженных, сухих, согбенных, расслабленных, находившихся в пленении сата­ной, то есть все, что обозначало органы смерти, а затем через Крест подступил к самой смер­ти, чтобы упразднить и ее, и таким образом, по словам апостола Павла, избавил сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2, 15). Господь обратил средст­во бесчестия и страха, символ проклятия и ужаса в символ победы и торжества, в оружие си­лы и защиты для человеческой природы во все роды и века. Так что сейчас все призывающие силу и предстательство Креста попирают всю силу дьявола и смерти. Через Благодать и силу Креста побеждается сила греха, усмиряются страсти и привычки, изменяются больные нра­вы, верные просвещаются в выборе воли Божией и преуспевают в добродетелях, достигают терпения, кротости, праведности, непорочности и восходят к первому и самому большому добру — сочувствию и любви к ближнему. Господь наш Иисус Христос, поднявшись с земли на Крест, поднял и приблизил к Себе и тех, кто уверовал в Него, и освободил их от бесполезных и полных страданий попыток из­бавиться самим из плена греха. Вися на Кресте, Он возвысился посреди Неба и Земли и рас­простер Свои объятия, так что охватил все творение и возвестил всем мир, дальним и ближ­ним, и стал Сам для всех миром, все разлученное приведя к единству и разрушив стоявшую между ними преграду, в одном Теле примирил всех с Богом посредством Своего Креста, убив вражду на нем (см. Еф. 2:14,16).