Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Но эта клевета опровергается тор­ 171   жеством святых, мученики связывают диавола, их свиде­тельство, их верность побеждают его. И в итоге клеветник низвергается с неба. «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак весе­литесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море!

потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12, 11-12). Христиане победили диавола через Кровь Агнца, то есть через Кровь Христа. Они победили его словом своего сви­детельства, подтвердив верность Христу, потому что были причастны Крови Иисуса, защищены Кровью Спасителя. Почему Кровью Агнца? Как евреи в Египте спаслись от гибели кровью ягненка, помазав ею косяки своих две­рей, точно так же и христиане побеждают, когда «поро­ги» их чувств отмечены Кровью, которой они причаща­ются во время Евхаристии.

Христиане побеждают через Кровь Христа и через то, что свидетельствуют о суверен­ной власти Христа. В последнее время диавол изобрел множество ухищрений, чтобы опорочить истину: он гово­рит, что христианство не модно, не справедливо, не науч­но, не толерантно, не национально, не политично, не раз­умно. Христиане на это отвечают так: «Славлю Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздель­ную, царствующую от века и до века. Аминь».

Диавол дерз­ко вопрошает: «Кто поверит, что Иисус — Сын Божий?», а христиане свидетельствуют: «Верую, Господи, и испове­дую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, при-шедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз» («Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый, то есть самый большой есть я»).

Диа-вол не унимается: «Кто может поверить, что вы едите Тело 172   и Кровь Христа?» А мы отвечаем: «Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя». Мы просто говорим, что веруем, и все! Един­ственное средство спасения — это вера, которая победи­ла сатану словом свидетельствования.

Исповедание веры — это и есть слово свидетельствования, способное одолеть Люцифера.87 Кровь Христа мы на себе запечатлеваем зна­ком Крови — крестным знамением. Мы крестимся и испо­ведуем веру христианскую. Читаем дальше Апокалипсис. Чем христиане победи­ли? «И не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12, 11). Это значит, что человек лучше умрет, но грешить не ста­нет, не будет служить диаволу.

Как писал Блаженный Авгу­стин: «Два града созданы двумя родами любви: град зем­ной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный — любовью к Богу, доведенною до пре­зрения к себе» (О граде Божием. Книга 14, глава 28). Они не возлюбили своей души даже до смерти, до самого кон­ца, и этим одолели диавола. Так что для того, чтобы побе­дить, нужно не жалеть себя, а, наоборот, понуждать себя к добрым делам, даже когда этого совсем не хочется; нуж­но иметь мужество поступать наперекор взглядам окру­жающих, даже рискуя испортить их мнение о нас. Глав­ное — быть с Богом.

Главное, чтобы любовь, вложенная Духом Святым в сердце, была настолько сильна, что чело­век готов был умереть за Христа. Вот это и есть средство победы над диаволом — такому человеку лукавый не может ничего сделать. Причем это экспериментально доказано. В 361 году в Антиохии был проведен «научный экспери­мент». Юлиан Отступник пожелал открыть в Дафнийской роще языческие капища. Император обратился за пред­сказанием к оракулу, но тот заявил, что не может гово­рить, потому что ему мешают кости лежащего рядом мерт­ 173   веца. А рядом находился храм, где были погребены мощи мученика Вавилы. Юлиан повелел удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами мученика, и тогда христиане с большим торжеством перенесли их в другой храм. Язычники были посрамлены, потому что оказалось, что их «боги» рта открыть не могут рядом с христиански­ми мучениками, которые им пасть закрыли — в прямом смысле этого слова. Каким образом распространялось христианство? Принцип всегда один и тот же. Приходит миссионер, которого обычно убивают, гонят или преследуют. Одна­ко если он до конца верен Богу, то люди начинают заду­мываться, и численность Церкви увеличивается. «Кровь мучеников, — писал раннехристианский богослов Тертул-лиан, — есть семя христианства». Например, почему кре­стился князь Владимир? Потому что мученики Феодор и Иоанн мужественно сразили диавола, лишив его власти над Киевом: они, можно сказать, совершили террористи­ческий акт — взорвали главную «силовую установку» диа-вола, которая действовала в Киеве, и освободили, таким образом, от лукавого целую страну. Ангел Божий, возвещающий волю Бога, предупреж­дает: горе населяющим землю и море, потому что сойдет к ним диавол в великой ярости, знающий, что ему осталось немного времени. Горе тому, кто озабочен лишь мирски­ми попечениями, горе тому, кто привязан к земле — на них придется вся ярость сатаны, который явится в конце вре­мен на землю. Это очень страшно, потому что падший ангел низвержен с небес, кровь мучеников изгнала его. «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца муже­ского пола. И даны были жене два крыла большого орла, что­бы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там 174   питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12, 13-14). Диавол, сброшенный на землю, в яро­сти набрасывается на христиан — начинается глобальная, общемировая атака на Церковь. «И даны были жене два крыла большого орла» (Откр. 12, 14). Большой орел — это Сам Бог, поэтому и сказано в Книге Второзакония: «Он нашел его88 в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распро­стирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.