Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Но эта клевета опровергается тор­ 171   жеством святых, мученики связывают диавола, их свиде­тельство, их верность побеждают его. И в итоге клеветник низвергается с неба. «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак весе­литесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море!

потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12, 11-12). Христиане победили диавола через Кровь Агнца, то есть через Кровь Христа. Они победили его словом своего сви­детельства, подтвердив верность Христу, потому что были причастны Крови Иисуса, защищены Кровью Спасителя. Почему Кровью Агнца? Как евреи в Египте спаслись от гибели кровью ягненка, помазав ею косяки своих две­рей, точно так же и христиане побеждают, когда «поро­ги» их чувств отмечены Кровью, которой они причаща­ются во время Евхаристии.

Христиане побеждают через Кровь Христа и через то, что свидетельствуют о суверен­ной власти Христа. В последнее время диавол изобрел множество ухищрений, чтобы опорочить истину: он гово­рит, что христианство не модно, не справедливо, не науч­но, не толерантно, не национально, не политично, не раз­умно. Христиане на это отвечают так: «Славлю Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздель­ную, царствующую от века и до века. Аминь».

Диавол дерз­ко вопрошает: «Кто поверит, что Иисус — Сын Божий?», а христиане свидетельствуют: «Верую, Господи, и испове­дую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, при-шедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз» («Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый, то есть самый большой есть я»).

Диа-вол не унимается: «Кто может поверить, что вы едите Тело 172   и Кровь Христа?» А мы отвечаем: «Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя». Мы просто говорим, что веруем, и все! Един­ственное средство спасения — это вера, которая победи­ла сатану словом свидетельствования.

Исповедание веры — это и есть слово свидетельствования, способное одолеть Люцифера.87 Кровь Христа мы на себе запечатлеваем зна­ком Крови — крестным знамением. Мы крестимся и испо­ведуем веру христианскую. Читаем дальше Апокалипсис. Чем христиане победи­ли? «И не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12, 11). Это значит, что человек лучше умрет, но грешить не ста­нет, не будет служить диаволу.

Как писал Блаженный Авгу­стин: «Два града созданы двумя родами любви: град зем­ной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный — любовью к Богу, доведенною до пре­зрения к себе» (О граде Божием. Книга 14, глава 28). Они не возлюбили своей души даже до смерти, до самого кон­ца, и этим одолели диавола. Так что для того, чтобы побе­дить, нужно не жалеть себя, а, наоборот, понуждать себя к добрым делам, даже когда этого совсем не хочется; нуж­но иметь мужество поступать наперекор взглядам окру­жающих, даже рискуя испортить их мнение о нас. Глав­ное — быть с Богом.

Главное, чтобы любовь, вложенная Духом Святым в сердце, была настолько сильна, что чело­век готов был умереть за Христа. Вот это и есть средство победы над диаволом — такому человеку лукавый не может ничего сделать. Причем это экспериментально доказано. В 361 году в Антиохии был проведен «научный экспери­мент». Юлиан Отступник пожелал открыть в Дафнийской роще языческие капища.

Император обратился за пред­сказанием к оракулу, но тот заявил, что не может гово­рить, потому что ему мешают кости лежащего рядом мерт­ 173   веца. А рядом находился храм, где были погребены мощи мученика Вавилы. Юлиан повелел удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами мученика, и тогда христиане с большим торжеством перенесли их в другой храм.

Язычники были посрамлены, потому что оказалось, что их «боги» рта открыть не могут рядом с христиански­ми мучениками, которые им пасть закрыли — в прямом смысле этого слова. Каким образом распространялось христианство? Принцип всегда один и тот же. Приходит миссионер, которого обычно убивают, гонят или преследуют. Одна­ко если он до конца верен Богу, то люди начинают заду­мываться, и численность Церкви увеличивается.

«Кровь мучеников, — писал раннехристианский богослов Тертул-лиан, — есть семя христианства». Например, почему кре­стился князь Владимир? Потому что мученики Феодор и Иоанн мужественно сразили диавола, лишив его власти над Киевом: они, можно сказать, совершили террористи­ческий акт — взорвали главную «силовую установку» диа-вола, которая действовала в Киеве, и освободили, таким образом, от лукавого целую страну.

Ангел Божий, возвещающий волю Бога, предупреж­дает: горе населяющим землю и море, потому что сойдет к ним диавол в великой ярости, знающий, что ему осталось немного времени. Горе тому, кто озабочен лишь мирски­ми попечениями, горе тому, кто привязан к земле — на них придется вся ярость сатаны, который явится в конце вре­мен на землю. Это очень страшно, потому что падший ангел низвержен с небес, кровь мучеников изгнала его.

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца муже­ского пола. И даны были жене два крыла большого орла, что­бы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там 174   питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12, 13-14). Диавол, сброшенный на землю, в яро­сти набрасывается на христиан — начинается глобальная, общемировая атака на Церковь.

«И даны были жене два крыла большого орла» (Откр. 12, 14). Большой орел — это Сам Бог, поэтому и сказано в Книге Второзакония: «Он нашел его88 в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распро­стирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.