Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Бог объявляет великую войну для уничтожения всякого зла во вселенной, поэтому и голос Его звучит, как голос тру­бы — это голос великого сражения, голос величайше­го откровения Бога. И он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пош­ли церквам, находящимся в Асии» (Откр. 1, 10-11). Явив­шийся Иоанну Богослову Христос объявляет Себя Пер­вым и Последним, Властвующим и Управляющим всеми мирами вселенной вместе со Своим Отцом.

А семь церк­вей — это образ всей Вселенской Церкви в семи этапах ее существования. И далее перечисляются эти Церкви — Церкви городов: Эфес — сейчас музей под открытым небом — находится в районе Сельчук Измирской обла­сти, в 18 км от города Кушадасы; Смирна — нынешний город Измир; Пергам — современный Бергам; руины Фиа-тира — на территории турецкого города Акхисар; Сар-дис — современный Салихли; Филадельфия (нынешний Алашехир) и Лаодикия (

расположенный близ нынешне­го турецкого поселка Эскихисар, в 6 км восточнее обла­сти Денизли) находятся недалеко от известного курорта Памуккале. Все семь Церквей располагались на террито­рии современной Турции. «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников 21   и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1, 12-13). Как можно голос увидеть?

Дело в том, что видение не членится на получение информации посред­ством разных органов чувств. В Боге не различествуют функции слуха, зрения, обоняния и т. д., но пять органов чувств (орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обо­няния, орган осязания) собраны воедино. Так что чело­век, видевший небесную реальность, одновременно ее видел и слышал.

Это некая новая реальность, и она совер­шенно точно описана евангелистом Иоанном. « Обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому» (Откр. 1, 12-13). Чуть позже Иоанн Богослов узнает, что эти семь светильников — это семь Церквей, которые «позолочены» Святым Духом. И наша Русская Православ­ная Церковь тоже является золотым светильником.

А пра­вославные храмы — это языки пламени в едином светиль­нике, горящем ради Сына Человеческого. « Облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поя­сом» (Откр. 1, 13). Подир — это длинная одежда первосвя­щенников, доходящая до самых пят. Такие одеяния носи­ли иудейские первосвященники и цари. И Христос стоит в длинной одежде до пят, облеченный в благодать и про­низанный славой Бога, потому что Он и по сей день явля­ется Первосвященником и продолжает Свое священниче­ское служение как Ходатай за нас пред Отцом.

Он вечный Посредник, через Которого мы имеем доступ к Богу Отцу. Почему Господь опоясан по груди золотым поясом? Пояс в древнем мире был знаком власти, наподобие погон у военных. Христос, будучи воистину совершенным чело­веком, первым не имеет похоти, Его тело полностью было покорно Его Духу, поэтому Он и препоясан поясом как зна­ 22   ком власти духа над телом.

Христос имеет пояс на груди, показывая таким образом, что гнев в Его сердце сдержива­ется поясом истины. Как сказано: «Станьте, препоясав чрес­ла ваши истиною» (Еф. 6, 14), то есть Его гнев ограничен Его справедливостью. Бог никогда не гневается больше, чем того требует справедливость. Истина Божия — драго­ценнейшая, она драгоценней, чем человек, поэтому и ска­зано в Писании, что «судыГосподни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 10-11). «По персям опоясанного золотым поясом» в славянской Библии — «препоясана при сосцу поясом златым». Святи­тель Андрей Кесарийский объясняет: «Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу — по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются чело­веколюбием, и что заветы, эти сосцы Владычнии, кото­рыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чисто­ты и нескверности». Святитель Андрей дает интересное объяснение: пояс Христа опоясывает две Его груди — Вет­хий и Новый Заветы. Христос — Бог и Ветхого Завета (Он посылал пророков), и Нового Завета. «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколива-ну, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 14-15). Часто люди спрашивают: почему это у Христа белые волосы? Это что, Бог Отец? На самом деле Христос является Ветхим Днями, и в знак Его древ­ности у Него изображают белые волосы. Когда появил­ся Иисус Христос? Он рожден прежде всех веков, то есть до всякого времени. Перед Ним прошли все мгновения 23   времени, а Он остался и останется в будущем тем же. Поэтому Христос и называется «Ветхий Днями», ибо Он властелин всех дней. Кроме того, седина — знак мудрости.14 А Христос обла­дает полнотой мудрости, Он и есть та самая Премудрость, которая упоминается в Притчах Соломоновых, — Прему­дрость Бога Отца. Когда Иоанн записывал эти слова в Откровении, он имел в виду еще одно: белизна Христа является той белиз­ной, которая подается прощеным. Помните, как сказа­но в книге пророка Исаии: «О мойтесь, очиститесь; удали­те злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенно­го, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багря­ное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 16-18). «Если ваши грехи будут, как заля­панные кровью одежды, как багряница, то Я вас очищу, — говорит Господь Бог, — сделаю так, что вы будете белее снега». И Книга Псалмов говорит: «Паче снега убелюся» (Пс. 50, 9). Обеление наших грехов идет от волос Христа, от ума Христова, поэтому и волосы Его — белые, сверкаю­щие, светящиеся, точно белый снег, они дают прощение и отпущение грехов.