Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

155 Поэтому при возве­дении церкви можно менять архитектурные стили и фор­мы, но схему храма менять запрещается, потому что она восходит к описанию небесной реальности. «И Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3). Если мы вни­мательно будем читать Писание, то увидим очень интерес­ную вещь: как только люди отходили от Бога, они начина­ли Его считать чужим.

Посмотрите, например, как в Книге Бытия Лаван говорит: «Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца свое­го Исаака» (Быт. 31, 53). Дальше Саул, сделав грех, обра­щается к Самуилу: «Я согрешил, но почти меня ныне пред ста­рейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему» (1 Цар. 15, 30).

Понима­ете, не «моему Богу», не «нашему Богу», а «Богу твоему», потому что для Саула, не осознавшего своего греха и счи­тавшего себя абсолютно правым, Бог стал чужим. Так и в 296   Откровении сказано, что Бог «будет обитать с ними» и «они будут его народом» (Откр. 21, 3). «Обитать» можно переве­сти как «раскинуть шатер», «жить в одной палатке».

Бог будет жить вместе с ними в одном шатре, в одной палат­ке. Так же сказано и в Послании апостола Павла Корин­фянам: «Вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16). Это обещание сбу­дется. Бог поселится вместе с людьми и внутри людей. Бог будет прекраснейшим венцом для увенчанных. Господь покроет прекраснейшей ризой Своего света спасенных.

Он будет питьем животворящим, пищей сладчайшей, сла­вой и величием для людей. Всякая земная красота по срав­нению с красотой Иисуса меркнет, делается ничтожной. Не потому, что Бог запрещает что-то, а потому, что тлен­ное само «выгорает» перед нетленным. Господь будет жить с людьми, «и Бог будет Богом их», то есть их собственным Богом, они будут для Него своими.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее про­шло» (Откр. 21, 4). Господь уже говорил об этом в Открове­нии: Он действительно утолит все печали, Бог Сам отрет слезу с каждого плачущего лица. Когда мы просим Бого­родицу, чтобы Она утолила все наши печали, мы, есте­ственно, надеемся, что это сделает не Сама Дева Мария, а Ее молитва к Богу привлечет к нам руку Божию, которая и утешит нас.

Третья личность Бога зовется Утешителем. Он утешает нас в скорбях и утешит окончательно во вся­ком несчастье, которое только может быть у людей. В Цар­стве Бога исцелимо всякое горе, Спаситель сотрет слезу со всякого плачущего ока. Как раз об этом говорит удиви­тельный псалом, читаемый перед Причастием: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет 297   душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил еле­ем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22, 1-6). Милость Господа будет преследовать меня во все дни жизни моей, чтобы все­литься мне в Дом Господень в долготу дней. Дом Господень — это как раз тот самый дом, скиния с людьми, где смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезней. Ибо преж­нее прошло. Как и предсказано у пророка Исаии: «И возвра­тятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным вос­клицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35, 10). Это та самая обещанная Господом радость, которую никто и никогда не отнимет. И она будет дана. Ни плачу, ни воз­дыханию, ни болезни там места не будет. Причем про­цесс этот уже начался — изгнание болезни началось. Поче­му Господь уже сейчас изгоняет болезни? Чтобы показать людям, что никаких болезней больше у них не будет. Что­бы люди не думали, что болезнь — это нормальное состоя­ние человека. И поэтому не правы люди, утверждающие, что болезни будут всегда и что нужно с этим смириться. Это неправославный подход. На это нужно всегда отве­чать, что всегда болеть не будешь, максимум — до смерти, а может, и меньше, если Бог исцелит, но, когда будешь вос­крешен, точно выздоровеешь. Господь продолжает совершать бесчисленное море чудес, как поется в акафисте святому Николаю Угоднику: «И неисчерпаемых чудес море». В Православной Церк­ви безмерное, немыслимое количество чудес. Именно о том, что болезней больше не будет, мы убеждаемся, читая 298   в Новом Завете о чудесных исцелениях. Не будет слепых — Господь исцелял слепых, не будет больше хромых — мы знаем, что исцелялись хромые. Христос исцелял глухих, немых, прокаженных, кровоточивых (См.: Мк. 5), рассла­бленных (парализованных) и т. д. Господь восстановит всякого человека в совершенном виде. Почему в Еванге­лии описывается столько чудес? Для того чтобы убедить людей в реальности обновления. Ведь Евангелие — это Благая Весть. Новая Вселенная уже зародилась, Царство Божие началось с момента появления на земле Царя — Иисуса Христа. И вестниками этого Царства являются чудеса. Господь отправляет своих посланников — апосто­лов, дает им первый дар: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром полу­чили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Это как раз весть о восста­новлении вселенной, и этот процесс изменения уже сей­час идет. Причем он виден даже невооруженным глазом: например, нетление мощей, от которых происходят чуде­са. Процесс переплавки вселенной уже запущен. Заговор Троицы действует, и с каждым годом он все явственнее и явственнее. «Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо преж­нее прошло» (Откр. 21, 4).