Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru
Меч — это слово Божие, которое разделяет людей. То есть Пергамская Церковь времен Вселенских Соборов разделяла людей — правоверующих от неверующих. И действительно, в это время происходит великое разделение в Церкви, от нее откалываются целые народы, целые группы людей: армяне, эфиопы, копты, малабарские индийцы, ассирийцы, несториане. Тем самым Церковь отделяется от лжемудр-ствующих.
Слово Божие разделяет все человечество, оно разделяет даже принявших христианство — а в это время христианство принимали массово, так как оно стало государственной религией империи, и многие приходили к нему неосознанно. Период с 313 по 787 год в Церкви известен под названием эпохи Вселенских Соборов. « Содержишь имя Мое, и не отрекся от веры» (Откр. 2, 13)
, то есть главная заслуга хри 36 стиан этой эпохи в том, что вера была сохранена Церковью во всей чистоте. В это время возникает великое множество ересей, начиная от ереси арианской, утверждавшей, что Христос не Бог. Далее была ересь Аполлинария, согласно которой Христос, воплотившись, принял только душу и тело человеческие, тогда как ум у Него — Божественный.
Несторианская ересь представляла Христа человеком, в котором Бог жил, как в храме.26 Ересь монофизитов признавала Христа настоящим Богом, но не признавала Его настоящим человеком.27 Все эти ереси были опровергнуты и осуждены в эпоху Вселенских Соборов, православная вера сохранилась неповрежденной, и Пергамская Церковь удержала ее. «...В те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 13).
Святой Анти-па, упоминаемый здесь, — это христианский мученик конца I века. Он был убит в Пергаме за отход от традиционной религии (язычества). Святой Антипа был епископом Пергамской Церкви. Его арестовали и привели к судье, который потребовал от него прекратить пропаганду нетрадиционной религии (христианства), якобы разрушающей величие Рима и ведущей к подрыву государственной власти и национальной традиции римского наро-да.
28 Епископ Антипа ответил, что лишь та вера достойна почитания, которая идет от Бога Творца. Другими словами, истинная вера достойна почитания, а не традиционная. За отказ принести жертву языческим богам он был сожжен в медном быке. Поэтому Господь в Апокалипсисе и говорит, что «там у вас обитает сатана» — в прямом смысле этого слова, сатана, убивающий свидетелей Божи-их.
Антипа был первым из череды святых, пострадавших во времена Пергамской Церкви. Господь начинает с того, что хвалит эту Церковь — за то, что она выстояла под ата 37 ками диавола, пытавшегося через некоторых людей внутри Церкви разрушить ее. Если в эпоху десяти гонений диавол нападал на Церковь извне, через гонителей — язычников и иудеев, то во времена Пергамской Церкви он нападает на нее изнутри, через лжеучителей и еретиков, которые тоже являются слугами сатаны.
Дело в том, что, согласно христианскому учению, еретик — это не просто человек заблуждающийся, это человек, который одержим нечистым духом, в котором живет князь тьмы, сам сатана. Потому Господь так хвалит устоявшую под нападками еретиков Пергамскую Церковь. «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Вала-ка ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идо-ложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр. 2, 14-16). Здесь Господь напоминает, как первый, древний народ Божий был соблазнен Валаамом, научившим князя Валака, как погубить Израиль: к израильтянам были введены блудницы, соблазнявшие евреев не только своими телами, но и своими языческими богами.29 Об этом подробно рассказывается в Ветхом Завете, в Книге Чисел. В наказание Господь наслал на евреев моровую язву, от которой погибло 24 тысячи человек. Это же искушение проникло и в Пергамскую Церковь, где во времена Вселенских Соборов возникает потаенный николаизм, совращающий Церковь изнутри. У николаитов разврат считался нормой, практиковалось вкушение идоложертвенной пищи и общение с темными силами.30 Господь упрекает Ангела Пергамской Церкви за то, что он терпит таких людей в своей среде и не выкидывает их вон. 38 Господь говорит: «Покайся в своем нерадении, пускай покаются те люди, которые держатся этого учения, а если не так, то «скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр. 2, 16). В то время многие императоры избегали поднимать вопрос о различии между еретиками и христианами, а наоборот, старались примирить Христианскую Церковь с еретическими течениями, чтобы те не отделялись от Церкви, и, таким образом, сохранилось бы единство империи. Императоры вступали в какие-то переговоры с еретиками-монофизитами, арианами и другими, страшась только одного — разделения империи. И наказание не заставило себя долго ждать: Господь как обещал, так и пришел. Он наслал мусульман на Византийскую империю за то, что христиане отступили от Бога. За отступничество на Сирию и Египет налетели, став бичом Божиим, мусульмане и завоевали территории этих государств. Как Бог и говорил еще Аврааму, предку всех мусульман, и служанке его Агари: «Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт. 16, 11-12). Мусульмане понимают это место в том смысле, что агаряне будут бандитами, христиане же трактуют так: агаряне (мусульмане) — это бич Божий для нерадивых христиан. Как только христиане отступают от Бога, так сразу же мусульмане поднимают свою голову.31 Так что Господь, как и обещал, пришел и сразился с отступниками — николаитами.32 «Имеющий ухо (слышать)