Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru
да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). Что такое скрытая, сокровенная манна? 39 Это тайна небесной пищи, которая дается нам уже сейчас в Святом Причастии, но которая будет явно дана только в Царстве Небесном.
Во времена Ветхого Завета, когда евреи странствовали по пустыни, Господь послал им манну, падающую с небес. Так же и христиане будут питаться небесной, ангельской пищей, то есть сокрытой, тайной силой Бога, которая способна напитать человека. Манна называется сокровенной, потому что Бог, по могуществу Своей природы, бесконечно удален от всего сотворенного Им.
Сокровенная — значит не познаваемая, тайная, которую нельзя понять, но которая является пищей для всех нас. Эта манна будет питать человека, то есть, другими словами, человек будет питаться Богом. Мы сейчас питаемся земной пищей, через которую Бог дает нам силы, в Царстве же Небесном Он будет насыщать нас уже только Самим Собой. Кроме того, интересно, что манна небесная обладала именно тем вкусом, который нужен был человеку: для того, кому нужен был хлеб, она становилась по вкусу хлебом; для того, кто нуждался в крупе, она становилась крупой.
Манна была универсальной, изменяющейся в зависимости от нужд человека. Так и Божественная сокровенная манна — Божественная сила — наполняет человека тем или иным образом в зависимости от того, какова его жизнь. Побеждающий будет от Бога получать все, что ему необходимо, и тогда, когда ему необходимо. И более того, дальше сказано: «Дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17).
Человеку будет дано особое, уникальное задание, особые, неповторимые отношения с Богом. Это в аду все будут в одну шеренгу, а в Царстве Небесном, наоборот, каждый человек — личность, каждый имеет имя, «которого никто не знает, кроме того, кто 40 получает», и белый камень особого дара, особого контакта с Богом.
Вот таково обещание тем людям, которые победят. Хотите стать личностью — побеждайте, потому что лишь побеждающий получит эту награду. «И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр. 2, 18). Четвертый Ангел — это Ангел Хранитель Церкви Фиатир, которая находилась недалеко от Пергама, в Малой Азии.
Она символизирует собой Церковь после эпохи Вселенских Соборов. Существовала во времена Крещения Руси — в исторической науке этот период сейчас называется Средневековьем. Церковь достигла определенного развития, в это время сформировался устоявшийся священный христианский быт.33 В древней Церкви такого еще не было — благочестивые обычаи только начали активно формироваться.
Во время же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть связанным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь делается полностью охваченной Священным Писанием — словом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии — в плане внешней обрядовости. Однако это не означает, что все люди были святыми. Например, в Московской Руси XV - XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распространилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия — это то, что охватывает все сферы человеческой жизни. Современная идея о том, что вера — частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь получается, что никто не вправе подвергать сомнению веро 41 вание другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе.34 И складывается интересная ситуация: вопрос религии — это частное дело, а частную жизнь сейчас пытаются вообще упразднить введением системы глобального контроля.35 Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обращается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр. 2, 18). Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время внутри Церкви. Глаза Христа подобны огню, то есть освещают все в этом мире, но и прожигают грешников. С другой стороны, Господь имеет ноги, подобные халколивану, то есть подобные благоухающей ливанской меди. Благоухающий ладан и сверкающая медь символизируют, соответственно, Божественную и человеческую природу Христа. Спаситель является одновременно и Богом, и Человеком, и по этой причине, кстати, Он может помогать искушаемым, будучи Сам искушен. Об этом не просто так здесь упомянуто. В каждом обращении к Ангелам Церквей Господь показывает как раз ту Свою особенность, которая имеет отношение именно к этой Церкви. Христос — Богочеловек, поэтому человечность Ему не чужда, причем Он возводит ее на более высокий уровень, чем она была раньше. Если мы посмотрим на период Средневековья, то увидим, что это время самого большого уважения к человеку, которое когда-либо было на планете. Никогда так человека не уважали, никогда так серьезно не относились к нему, как в Средние века. Даже то, что в Западной Европе казнили еретиков, означало, что европейцы очень серьезно относились к их заблуждениям. Если бы это воспринима 42 лось просто как глупость, то никого бы не наказывали, а если за это казнили, значит, религия считалась самой большой ценностью на земле.