Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Ведь семь даров Святого Духа — это полно­та даров Божиих, поэтому благодать мира от Бога и назы­вается «семь даров Святого Духа». Эти дары таковы: дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и бла­гочестия и страха Божиего. Обратите внимание: здесь ста­новится заметна прямая связь между престолом Божиим и миром, так как семь духов от престола Божиего исходят в мир и среди нас пребывают.

Все крещеные люди запечат­лены Духом Святым в момент Миропомазания: в Таинстве каждый христианин рождается от Святого Духа и получа­ет дар Его в своем сердце, через веру во Христа Искупи­теля, Источника благодати и мира, Свидетеля. Свидетеля чего? Во-первых, Иисус Христос — Свидетель тайны Бога, внутренней жизни Бога; Он является в этот мир и откры­вает тайны Творца, свидетельствует нам об Отце в наших душах.

Во-вторых, Христос — Свидетель и всех наших дел: все наши поступки Он знает и видит все, что с нами про­исходит. В-третьих, Христос еще является Свидетелем потому, что сделался Первомучеником, в Нем — торжество и слава всех мучеников. Ведь слово «мученик» в переводе с греческого (μάρτυς) — «свидетель». Но величайшее Его свидетельство — это Крест.

Его мы носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей любви. Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись веч­ной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе испо­ведание перед многими свидетелями.

Пред Богом, все животво­ 12   рящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе» (1 Тим. 6, 12-13). Таким образом, Крест Христов — это сви­детельство Свидетеля, говорящее о том, что Сын до конца покорен Отцу. И мы, будучи покорны Сыну, будем покор­ны и Отцу — до конца.

Таким образом, Святая Троица раскрывается нам как Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын. Иоанн Богослов показывает, что Отец равен Сыну и Святому Духу — все три Личности Троицы равны между собой, потому что бес­конечность не может уменьшаться. Следующее имя Иисуса Христа — Верный («Πιστός» по -гречески)

, то есть Единственный, Кто никогда не под­водит! Как говорит Писание: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность» (Пс. 145, 5-6). И вот единственным Верным и никогда не Подводящим является Иисус Христос, так что люди, которые надеются на Него, никогда не разочаруют­ся.

Итак, благодать и мир даются нам от Того, Кто всег­да верен Отцу и верен тем, кто доверился Ему. На Литур­гии все православные христиане называются верными. То есть нам дается имя Иисуса Христа, потому что мы должны стать подобными Ему, должны раскрыться для Него, должны Его верностью укрепляться и сами посте­пенно становиться непоколебимыми. Ведь мы с вами в Причастии пьем Его Кровь и едим Его Плоть, поэтому душа Христа в этот момент в буквальном смысле соединя­ется с нашими душами. Христос называется также Первенцем из мертвых (Откр. 1, 5), поскольку Он первым воскрес, чтобы больше никогда не умирать. Вслед за Ним должны воскреснуть все люди — для вечной жизни или для вечного мучения. Вся 13   наша радость и вся надежда в том, что Воскресение, кото­рое началось со Спасителя, продолжится и для нас, ведь Иисус — Первенец, а мы идем за Ним. Кроме того, Христос — Владыка царей земных, Сто­ящий у начала всех земных царств. Он учредил все цар­ства мира по воле Бога Отца, создал на земле различные властные иерархии для того, чтобы род человеческий не уничтожил сам себя в войнах. Почему христиане молят­ся о властях? Для того чтобы люди не убивали друг друга — ведь власть способна ограничивать рост зла. Все мир­ские правители находятся под властью Иисуса Христа, Он поставляет их и низвергает, как сказано у пророка Осии: «ИЯ дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» (Ос. 13, 11). В Писании говорится, что Бог ставит и сверга­ет царей, повелителей, властителей для того, чтобы совер­шить Свою святую волю. Если они злодействуют, то полу­чают по заслугам, если делают добро, то получают награду. Но над ними стоит царственная мощь Христа, Который Сам властвует через них.6 «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1, 6). Богу подобает слава и держава, потому что Он изначально возлюбил нас; даже когда мы о Нем еще не знали; когда мы Его забывали, когда бунтовали против Него, Он все рав­но продолжал любить нас. Христос вытащил нас из гре­ховной грязи и омыл в Своей крови. Именно в Крещении мы омываемся: погружаясь в воду, как бы умираем со Хри­стом, участвуем в Его смерти, а выходя из воды — участву­ем в Воскресении Христа. Причем Он нас не просто омыл, но сделал царственным священством: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чуд­ный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Все христиане являются свя­ 14   щенниками.7 В каком смысле? Главное действо священни­ков — приносить жертвы, поэтому все христиане должны приносить себя в жертву на алтаре своего сердца; мы долж­ны предоставить свой ум, свои тела в чистую, живую жерт­ву Богу. Это значит во имя Бога отказаться от своеумия, своеволия, своечувствия и просить Святого Духа, чтобы Он принял эту жертву и освятил всех нас.