Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

«Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был- и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Кото­рый есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1, 4-5). Семь Церквей в Асии (в римской провинции Малой Азии)

находились на терри­тории современной Турции, но по Преданию, они явля­лись олицетворением всей Вселенской Церкви, которая получает откровение Божие.3 Семь — это символ полноты мира, и Иоанн Богослов обращается к семи Церквам, то есть к полноте всей Церкви. Откровение является проявлением благодати Божи-ей, преподнесением людям от Бога незаслуженного дара, 10   который примиряет Его с ними.

Существует норма, соглас­но которой толковать Писание могут только те, кто уча­ствует в Святом Причастии — в Таинстве будущей жизни.4 По Уставу Церкви Откровение Иоанна Богослова читает­ся Великим постом и в день памяти Иоанна Богослова.5 «Благодать вам и мир от Того, Кто есть Сущий и Был и Приходящий» (Откр. 1, 4). В русском языке дан не совсем точный перевод этих слов (

Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет), в греческом оригинале гово­рится: «Благодать вам и мир от Сущего и Бывшего и Прихо­дящего». Одно из употребляемых в Священном Писании имен Христа — Сущий, что значит Существующий Сам из Себя, Тот, Кто не имеет нужды ни в ком другом. Бог не нуждается ни в чем, Он вездесущ, Он Сам в Себе имеет источник бытия.

Поэтому Он и открылся Моисею у Нео­палимой Купины как раз с этим именем: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3, 14). Многие сектанты, напри­мер «Свидетели Иеговы», искажают это имя Божие: они произносят его как «Иегова», а правильно произносить «Яхве» — Сущий. Важно понимать это и так: Бог царит над всеми време­нами мира, Он господствует над всеми царствами мира, все находится в Его могущественной власти и ничто не усколь­знет от Его руки.

Он — Сущий всегда и во все времена: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Имя Бога — Яхве — переводится шестнадцатью разными способами. Основ­ной перевод этого слова — «Сущий», то есть Бог тем самым говорит людям: «Когда вы станете стариками, Я останусь тем же — Владыкой мира». Другие переводы имени Бога Яхве такие: «Дающий дыхание», «Оживляющий», «Влады­ка истории», «Владыка мира» и т. д.

И сказано, что от Него исходит благодать и мир, от Того, Кто был, Кто есть и гря­ 11   дет. Отец приходит к нам через Сына Своего, и через Сына мы имеем возможность подняться к Отцу. И благословение «от семи духов, находящихся перед пре­столом Его» (Откр. 1, 4). Семь духов — это благодать, данная семи Церквам.

Ведь семь даров Святого Духа — это полно­та даров Божиих, поэтому благодать мира от Бога и назы­вается «семь даров Святого Духа». Эти дары таковы: дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и бла­гочестия и страха Божиего. Обратите внимание: здесь ста­новится заметна прямая связь между престолом Божиим и миром, так как семь духов от престола Божиего исходят в мир и среди нас пребывают. Все крещеные люди запечат­лены Духом Святым в момент Миропомазания: в Таинстве каждый христианин рождается от Святого Духа и получа­ет дар Его в своем сердце, через веру во Христа Искупи­теля, Источника благодати и мира, Свидетеля. Свидетеля чего? Во-первых, Иисус Христос — Свидетель тайны Бога, внутренней жизни Бога; Он является в этот мир и откры­вает тайны Творца, свидетельствует нам об Отце в наших душах. Во-вторых, Христос — Свидетель и всех наших дел: все наши поступки Он знает и видит все, что с нами про­исходит. В-третьих, Христос еще является Свидетелем потому, что сделался Первомучеником, в Нем — торжество и слава всех мучеников. Ведь слово «мученик» в переводе с греческого (μάρτυς) — «свидетель». Но величайшее Его свидетельство — это Крест. Его мы носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей любви. Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись веч­ной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе испо­ведание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животво­ 12   рящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе» (1 Тим. 6, 12-13). Таким образом, Крест Христов — это сви­детельство Свидетеля, говорящее о том, что Сын до конца покорен Отцу. И мы, будучи покорны Сыну, будем покор­ны и Отцу — до конца. Таким образом, Святая Троица раскрывается нам как Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын. Иоанн Богослов показывает, что Отец равен Сыну и Святому Духу — все три Личности Троицы равны между собой, потому что бес­конечность не может уменьшаться. Следующее имя Иисуса Христа — Верный («Πιστός» по -гречески), то есть Единственный, Кто никогда не под­водит! Как говорит Писание: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность» (Пс. 145, 5-6). И вот единственным Верным и никогда не Подводящим является Иисус Христос, так что люди, которые надеются на Него, никогда не разочаруют­ся.