Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Вся вселенная — в Его могущественных руках. Он запустил мир, Он его и встретит в конце. Итак, Христос — Сущий, Который был изначально и Который снова придет в этот мир судить его. Он везде­сущий и дающий существование всему, как об этом сказано у пророка Исаии: « Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: „ста­нем вместе на суд".

Кто воздвиг от востока мужа правды, при­звал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разноси­мую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это?» 16   (Ис. 41, 1-4). Дело в том, что Бог ставит некоего человека, который и называется «муж правды», для свершения пра­ведного суда Бога.

В дальнейшем Исаия говорит, что это­го человека будут звать Кир. Это имя персидского царя, который родится спустя 150 лет после данного пророче­ства. Впоследствии Кир создал огромное Персидское госу­дарство. Но вот вопрос: почему, как он сумел это сделать? «Кто совершил?» — спрашивает Господь. И отвечает: «Тот, Кто от начала вызывает роды» (Ис. 41, 4)

, то есть вызывает к жизни все поколения. Владыка всех поколений, Господь Бог! Бог — Властелин поколений. Господь властвует над временем, по Его слову зажглось Солнце, появилась Луна, Он распростер небеса и создал Землю, воздвиг на ней жизнь, сотворил человека. Господь повелевал допотопны­ми исполинами, по Его слову обрушились воды на землю, по Его слову держался на водах ковчег, Его слово низверг­ло Вавилон, Его слово спасло Авраама.

Он и теперь Тот же — Господин всех времен, и последних в том числе. Бог Всемогущий — великий и суверенный правитель, и нет другого Бога, кроме Него. Чуть дальше Господь сказал о Себе так: « Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф» (Ис. 44, 6), то есть Господин небесных сил, Которому кланяются все небесные силы, Которому подчинены и перед Которым трепещут ангельские миры, огненные и пламенеющие духи.

«Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, воз­вестит и в порядке представит Мне [все] с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возве­стил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кро­ме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю» (Ис. 44, 6-8).

Он — единственная твердыня во вселенной, единствен­ный центр мира, Великий Повелитель, Который властной 17   рукою влечет вселенную к цели, Им Самим предначертан­ной. Поэтому и говорит о Себе: «Я первый и Я последний», то есть начало и конец мира. Господь — Вседержитель, держа­щий все в Своей могущественной руке, потому что Он все­му дает бытие.

Он дает крепость крепким, а вся Его кре­пость и могущество, и разум, и сила превосходят всякую власть и даже всякое человеческое представление о вла­сти и могуществе. Господь является единовластным пове­лителем мировой истории.10 «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в цар­ствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, назы­ваемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1, 9). Имя «Иоанн» дословно переводит­ся как «благодать Божия».11 Здесь апостол подчеркива­ет, что он брат во Христе тех, к кому обращается. Это братство берет начало в Крещении, когда мы рождаем­ся от Бога Отца, поэтому все христиане — братья. Далее Иоанн Богослов говорит, что он соучастник или, можно сказать, сопричастник в скорбях и в царствии, и в стой­кости Иисуса Христа. Наши страдания, которые мы как христиане переносим, — это страдания, которые мы тер­пим вместе со Христом. Они являются неизбежностью христианства, потому что Христос страдал и говорил уче­никам Своим: «Рабне больше господина своего. Если Меня гна­ли, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). И в другом месте сказа­но, что праведники идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. А Агнец идет приносить Себя в жертву, идет на смерть, а только потом идет путем Воскресения. Так и христиа­не должны терпеть до самой смерти. Так что скорбь для христиан — вещь неизбежная, а потом — Воскресение. Более того, для нас честь — носить скорби не свои, а Хри­ста Спасителя. Мы в скорбях Бога в этом падшем мире, поэтому Иоанн гордится тем, что он соучастник скор­ 18   би Иисуса Христа. Для христиан, живущих по заповедям Божиим, усиливаются скорби, но одновременно в них возрастает сила и мощь Христа. Мы, в буквальном смыс­ле, соучаствуем в Царстве Спасителя, причащаясь Тела и Крови Христа, и чувствуем в себе царственную власть Его. И, как говорит апостол Павел, чем больше усилива­ются скорби, тем больше усиливается благодать Христо­ва. Апостол даже искал скорбей, чтобы умножить в себе силу Христову. Мы чувствует власть Христа и в том, что Он царствен­но освобождает нас от всякой вины. В покаянии вина сни­мается с человека, и это объективный факт. При этом никакого чувства вины в нас не остается. Где появляется возможность прощения, там и есть Царство Христово — царство простого, незаслуженного прощения. Это только первые ступени, а дальше царственность проявляется в том, что человек начинает получать новые силы, у него появляется духовная мудрость и открывают­ся новые пласты интеллекта. Человек становится более сердечным, начинает чувствовать других людей и научает­ся видеть Промысл Бога в этом мире. Преподобный Петр Дамаскин говорил, что человек начинает видеть Про­мысл Бога в том, что видит Его сначала в неодушевлен­ных вещах мира, а уже потом начинается видение замыс­ла Бога в истории.