Уроки креационной науки

Однако и синтаксически правильно организованное сообщение может не нести никакой полезной информации и быть просто бессмыслицей, хотя все слова в нем будут значащими и грамматически построены безупречно. Пример такого сообщения – компьютерные стихи. В память машины закладывается определенный набор слов, причем они распределяются по частям речи: существительные, прилагательные, глаголы и т. д.

со всеми числами, падежами и спряжениями. Задаются и грамматические правила соединения слов, чтобы в предложении было подлежащее, сказуемое в соответствующих формах. Задается и ритм (размер) стиха, то есть определенная последовательность ударных и безударных слогов. Все эти требования вполне возможно завести в программу, особенно если использовать синтаксически простой язык – например, английский.

Результат получается примерно следующим, вот две строки, сочиненные компьютером: Пока слепо плыл сон по разбитым надеждам, Космос с болью сочился над разбитой любовью. Единственное достоинство электронного поэта состоит в том, что на сочинение подобной чепухи он тратит сравнительно мало времени. Мы подходим к еще более высокому уровню информации – ее значению.

Это так называемый семантический уровень. Приемнику информации нужен смысл, а не набор слов и символов, хотя бы и синтаксически правильно организованный. Наконец высший уровень информации после смыслового – волевой. Источник имел свою цель, передавая осмысленное сообщение. Приемник по идее должен давать свою ответную реакцию на сообщение, обратную связь, по которой и сам источник может оценить, насколько цель сообщения достигнута.

При этом и молчание, и отсутствие ответа на свои слова или письма люди часто воспринимают, как совершенно ясный для них ответ. Все сказанное об уровнях информации мы можем вкратце выразить схемой на рис. 2. УРОВНИ ИНФОРМАЦИИ   Для иллюстрации действия этой схемы рассмотрим примеры. Пример 1 . Композитор желает создать пьесу или симфонию.

Каким-то трудно постижимым образом он слышит основную мелодию внутри себя. Это семантический уровень. Затем наигрывает услышанное на инструменте, разрабатывает иные темы и партитуру. Занятие уже более техническое – синтаксический уровень. Наконец, записывает ноты – уровень статистический. Музыкант берет его ноты и читает их (статистический уровень).

Наигрывает на инструменте музыку – синтаксический уровень. Понимает настроение композитора и то, что тот хотел выразить – семантический уровень. Шлет восторженный отзыв автору и собирает друзей на музыкальный вечер – уровень обратной связи. Пример 2 . Программист получает задачу: вычислить на ЭВМ какую-то функцию, положим, синус какого-то угла.

Он решает ее математически, разрабатывая или применяя для данного случая численный метод решения. В итоге получается алгоритм – это семантический уровень. Найденный алгоритм он излагает на алгоритмическом языке – составляет программу. Это синтаксический уровень. Редактор компьютера автоматически проверяет правильность записи программы на алгоритмическом языке. Затем после исправления синтаксических ошибок программа попадает в транслятор, где переводится на язык машинных кодов – в строго двоичные обозначения – чисто кодовый уровень. На этом уровне происходит переработка заложенных чисел по заложенным правилам и алгоритму. Затем компьютер выдает некую часть обработанной информации в заданном формате выходных данных на экран или на печать. Это снова синтаксический уровень. Работа машины на этом кончается, а программисту еще предстоит обдумать смысл полученного результата и по этому смыслу судить о правильности своего алгоритма. Если, положим, тот же синус получился больше единицы, очевидно в алгоритме имеется ошибка. Это уже семантический уровень восприятия информации, который завершается волевым решением человека: переделывать программу, или удовлетвориться результатом и считать по данной программе для других численных данных. На приведенной схеме и примерах видна роль технических приспособлений и инструментов в передаче (переработке) информации. Уровень статистический и синтаксический дают некий простор для деятельности технических средств. Машина может подправить в программе только синтаксическую ошибку. Но она ни в коем случае не может найти ошибку в самом алгоритме. Хорошо подобранный или изготовленный инструмент может оформить музыку более красочно, но безвкусную мелодию он исправить неспособен. Для исправления подобных недочетов необходим человеческий разум. Отметим также, что ни инструмент сам не дает музыки, ни компьютер сам не вырабатывает информации. Компьютер выдает ту же самую информацию, которая была в него заложена, просто в другом виде. Он многократно умножает любую ошибку алгоритма и доводит ее до абсурда. Неслучайно у пользователей вычислительных машин распространена грубоватая, но точная поговорка: машина – дура, каким бы быстродействием и памятью она ни обладала. ИНФОРМАЦИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ Может ли набор кодовых знаков случайно стать воспринимаемой информацией, имеющей правильный синтаксис и какую-либо семантику – смысловое значение? Рассмотрим простейший пример. Запишем возможно более простое и краткое сообщение: ВАНЯ + ТАНЯ = ЛЮБОВЬ Сообщение содержит 16 символов из расширенного русского алфавита, включающего арифметические знаки. Будем полагать, что сообщение строится случайным перебором букв, например, обезьяна лупит наугад по клавишам печатной машинки. Для простоты условимся считать такой алфавит состоящим примерно из 40 знаков.