«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Эти мысли содержатся в стихирах, поемых после "Господи воззвах". Последняя стихира из ряда воскресных стихир "на Господи воззвах" называется "догматиком-Богородичным"; п. ч. в ней содержится догмат или учение о воплощения Иисуса Христа от Божией Матери и соединении в Нем двух естеств — Божеского и человеческого 122. В стихирах под праздники в честь Святых изображаются и прославляются высокие качества и добродетели воспоминаемых Святых, к подражанию которым приглашаются молящиеся. Стихиры на "Господи воззвах" поются на такие же напевы, как и "Господи воззвах" и также разделяются на 8 гласов, чередующихся между собою. Догматики также поются на 8 гласов, но каждый глас имеет особый догматик.

Во время пения догматика Царские врата, бывшие закрытыми с окончания пения предначинательного псалма, снова открываются. Открытие Царских врат означает открытие входа в Царство небесное людям с пришествием Иисуса Христа на землю, а также и то, что Свет Неба, знаменуемого алтарем, снова откроется людям. Священник с диаконом выходят из алтаря на солею, означая этим явление Иисуса Христа для спасения людей (рис. 231, л. 58). Выход священнослужителей, составляя особый торжественный момент всенощной, называется "вечерним входом" (с кадилом). Получив на солее благословение от священника на Святой вход, диакон кадилом делает в Царских вратах знамение креста и возглашает: "премудрость, прости". Возгласом "премудрость", как и на Литургии, возбуждается особенное внимание верующих к воспоминаемому моменту. Молящиеся, созерцая свет, льющийся из алтаря, и представляя Иисуса Христа, грядущего к людям, в благоговении встречают Его пением Следующего гимна:

Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: темже мир Тя славит. Тихий Свет (сияние) святой славы Бессмертного Небесного Отца, Святого и Блаженного, Иисусе Христе! Мы, доживши до заката солнца, и видя вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Достойно, воспевать во все времена благоговейными голосами, Тебя, Сыне Божий, дающего жизнь. Потому мир и прославляет Тебя. Сравнение Иисуса Христа со светом показывает, что Иисус Христос Своим учением вывел Людей из состояния душевного мрака и неведения и привел их к правде Божией.

Вслед за тем поется прокимен, или стих, заимствованный из псалмов. На каждый день недели существует особый вечерний прокимен, и потому эти прокимны называются "дневными" прокимнами. В них обыкновенно содержится сущность дневного священного воспоминания. Так, под воскресенье поется прокимен 123:

Господь воцарися, в лепоту облечеся. Господь воцарился. Он облечен величием (пс. 92). Под большие праздники после прокимна читаются "паремии", или избранные места из Свящ. книг Ветхого (а иногда и из Нового) 124 Завета, в которых излагаются пророческие предсказания сущности праздника, или же высказывается похвала празднуемому Святому 125. За паремиями следует сугубая ектения, после которой читается молитва:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. — Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. — Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе Слава подобает: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

В этой молитве мы просим Господа, чтобы нам безгрешно провести вечер. Затем произносится просительная ектения. После нее верующие со смирением преклоняют головы в то время, как священник тайно читает молитву, прося Господа Иисуса Христа ниспослать молящимся небесную помощь и сохранить верующих в Него от всякого врага и от действий дьявола в наступающую ночь.

Затем под Великие и храмовые праздники в состав всенощной включается ряд молитв и действий, совершающихся посредине храма и увеличивающих торжественность богослужения. Это так называемая лития и благословение хлебов. Слово "лития" означает общее усердное моление ("Господи помилуй" поется до 50 раз). При пении "стихир на литии" священник и диакон с кадильницею в преднесении светильников исходят из алтаря Царскими вратами и идут в притвор для молитвы. Лития иногда совершается вне храма, на площади, под открытым небом. На литии Церковь обращается с молитвою к Господу Богу о всех православных христианах, в особенности же о Государе Императоре и о всем Царствующем Доме, о Св. Синоде, о всех пастырях церковных, о всякой душе христианской скорбящей и озлобленной (т.е. озабоченной, страждущей), милости Божией и помощи требующей, об избавлении от глада, губительства (заразы), труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Певчие поют многократно "Господи помилуй", а именно: 40, 30 и 50 раз и, наконец, два раза по трижды (рис. 234, л. 59). Литию священник оканчивает молитвой к Богу ("Владыко Многомилостиве"), которую молящиеся выслушивают с наклоненными головами. Затем священнослужители подвигаются вперед, ближе к алтарю, к приготовленному столику с хлебцами, при пении новых стихир, называемых "стихирами на стиховне" 126. Эти стихиры называются так потому, что соединяются не с постоянными стихами, заимствованными из псалмов (как напр. стихиры "на Господи воззвах" и стихиры "на хвалитех"), а со стихами, изменяющимися и берущимися из разных книг Священного Писания. В этих стихирах, в подкрепление надежды молящихся на Спасителя, прославляются и раскрываются искупительные заслуги Спасителя, или добродетели воспоминаемых Святых. Стихиры на стиховне, подобно другим стихирам, разделяются и поются на 8 гласов.

За стихирами на стиховне читается или поется молитва Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко"… Чтением этой молитвы Св. Церковь желает примером Св. Симеона Богоприимца расположить к такому времяпровождению, чтобы мы во всякое время готовы были явиться на Суд Божий и в спокойствии совести, с сознанием исполненного долга и веры в Спасителя, подобно Симеону Богоприимцу, окончить свою земную жизнь. Читаемая в конце вечерни молитва "Ныне отпущаеши" личностью Праведного Симеона художественно изображает конец ветхозаветного периода, преисполненного ожиданиями Мессии Христа. Затем, в воскресные и обыкновенные, непраздничные дни поется песнь Богородице. В великие праздники поются тропари праздника или дня. Пением молитвы "Богородице Дево", содержащей в себе приветствие Архангела Гавриила в момент Благовещения Ей, изображается это священное событие, служащее переходом от Ветхого к Новому Завету. Пением же тропарей вообще обозначается, что если вера в грядущего Спасителя доставляла ветхозаветным праведникам (как напр. Симеону Богоприимцу) тихую, безмятежную смерть, то вера в пришедшего Спасителя вдохновляла новозаветных праведников даже на мученическую и подвижническую жизнь. Во время пения тропаря диакон или священник трижды кадит находящийся перед солеею столик с хлебами, пшеницею, вином и елеем. После пения тропаря священник, взяв один хлеб, делает им изображение креста над прочими хлебами и читает молитву, в которой, вспоминая о чудесном насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5000 человек, просит Господа, чтобы Он благословил "хлебы сия, пшеницу, вино и елей", при этом он указывает рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом знамение креста. Благословение хлебов напоминает о древнем обычае предлагать освященные хлебы, вино и елей молящимся для подкрепления их в течение "всенощного" молитвенного бдения (рис. 235, л. 60).

Затем певчие поют "Буди Имя Господне благословенно отныне и до века"… (трижды) и читается 33 псалом: "благословлю Господа на всякое время", после чего священник, как и на Литургии, преподает Божие благословение: "благословение Господне на вас Того, благодатию и человеколюбием: всегда, ныне и присно, и во веки веков" (рис. 238, л. 60).

Затем начинается вторая часть Всенощной — "Утреня". Когда же не бывает большого или храмового праздника, а бывает воскресная Всенощная, то после просительной ектении опускается лития и все относящееся к ней, т.е. стихиры на литии, выход священнослужителя на средину храма, провозглашение усиленных молений, благословение хлебов. В таком случае после просительной ектении следуют "стихиры на стиховне", "Ныне Отпущаеши"…, "Богородице Дево" и "Буди Имя Господне". Таким образом на обыкновенной, воскресной вечерни изображение Ветхого завета дано яснее и последовательнее.

93. Схема вечерни на всенощном бдении

1. Возглас диакона и священника.