«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вместо "Видехом свет истинный" и в начале отпуста поется также "Христос Воскресе". После Литургии бывает освящение артоса. Под именем артоса разумеется хлеб или просфора с изображением на ней Христа или Воскресения Христова. Артос с одной стороны служит напоминанием того, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным Хлебом Животным, а с другой — напоминает Спасителя, неоднократно преломлявшего хлеб и вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине Своего воскресения. В субботу на пасхальной неделе артос раздробляется и раздается верующим после Литургии вместо антидора.

Благословением после Литургии "брашен", т.е. сыра, мяса и яиц дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается Пасхальная Вечерня. Особенность ее следующая: настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает, оборотясь лицом к народу, Евангелие, повествующее о явлении Господа Иисуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Иоанна 20:19-23). В течение 40 дней до праздника Вознесения Господня поются за богослужением пасхальные тропари, стихиры и каноны, и на Литургии вместо: "Видехом свет истинный" и перед отпустом поется "Христос Воскресе". Молитва Св. Духу, "Царю Небесный" не читается и не поется до праздника Св. Троицы 151.

122. Богослужение праздника Рождества Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы установлен в воспоминание Рождества Пресвятой Девы Марии от Св. и праведных "Богоотец" Иоакима и Анны. начало празднования относится к IV веку.

В стихирах (на "Господи воззвах", на стиховне, на литии и на хвалитех), с одной стороны, содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог, что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что прекращение бездетной жизни родителей Матери Божией указывает нам на то, что и наша духовная бездеятельность, т.е. неимение добра, "разрешится", т.е. уничтожится. С другой стороны, в этих же стихирах все люди — и ветхозаветные (Адам и Ева, Давид, Иоаким и Анна), и новозаветные (присутствующие в храме) — приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая (Царства Небесного) снова открылись людям, мы обновились и "обожились", т.е. сделались причастными Божией благодати и святости. Помимо сравнения с царским чертогом и престолом, Матерь Божия сравнивается еще в стихирах с небом, на которое взошел Иисус Христос, — с садом живоносным, — дверью, через которую прошел Великий Спаситель (Спаситель), — с купиной, от которой возжегся Божественный огонь, т.е. Иисус Христос, — с храмом Божиим одушевленным.

В паремиях праздника Рождества Богородицы высказываются следующие мысли: в первой паремии (Быт. 28:10-17) говорится о видении Иаковом лествицы, которая прообразовала собою Богоматерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. 43:27) читается пророчество пр. Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, через которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей паремии (Притч. 9:1-11) говорится об Обиталище, уготованном Ипостасной Премудростью, т.е. Иисусом Христом. (Обиталище — это Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

Тропарь:

Рождество Твое, Богородице Дево, | радость возвести всей вселенней: | из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш | и, разрушив клятву, даде благословение, | и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.| Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру, ибо из Тебя воссияло солнце правды, Христос Бог наш. Он, уничтожив проклятие, дал благословение, и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную. Кондак:

Иоаким и Анна поношения безчадства, | и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, | Пречистая, во святем Рождестве Твоем: | то празднуют и людие Твои, | вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: | неплоды раждает Богородицу| и Питательницу жизни нашея. Через Твое святое рождение, Пречистая Дева, Иоаким и Анна избавились от поношения за бесчадство, Адам же и Ева празднуют и все люди, избавившиеся от наказания за грехи, взывая пред Тобою: неплодная (Анна) рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей. В каноне на Рождество Богородицы вспоминаются обстоятельства рождения Пресвятой Девы Марии, ублажаются Она и Ее родители и возносится благодарность Богу, благоволившему услышать молитву праведных и даровавшему им благословенный плод — Марию. В каноне говорится также, что в лице Богоматери родилась миру жена, издревле обетованная Богом людям, ожидавшим утехи Израилевой, явилась Дева, которую таинственно прообразовали: виденная Иаковом лествица; неопалимая купина, виденная Моисеем; скиния свидения с ее священными принадлежностями; прозябший жезл Ааронов; гора в видении Даниила, от которой нерукотворенно отторгся камень; халдейская пещь, орошаемая и не опалившая божественных отроков; врата и дверь, виденные пр. Иезекиилем, которыми прошел один только Господь Бог Израилев…

Прокимен: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем",

В Апостоле (Филипп. 2:5-11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, сказавшемся в рождении Его от жены, и о последовавшем затем прославлении Его.

В Евангелии (Луки 10:38-42. 2:7-28) содержится хвала Материнству Божией Матери.