«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

125. Богослужение Рождества Христова

Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. Начало празднования относится к первому веку, но до конца IV века оно праздновалось 6 января вместе с Крещением и называлось Богоявлением. Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который называется Рождественским или Филипповым, потому что начинается с 14 ноября, памяти Апостола Филиппа. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По Уставу церковному в этот день полагается вкушать сочиво, обваренную пшеницу с медом, поэтому этот день называется сочевником или сочельником. (рис. 190 л. 45).

В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от Литургии "Царские часы". Царскими часы называются потому, что на них положено возглашать полное многолетие Государю Императору, всему Царствующему Дому и всем православным христианам. Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику: паремии, Апостол и Евангелие.

После полудня совершается Литургия Св. Василия Великого с Вечернею. На этой Вечерни поются стихиры на "Господи воззвах", в которых, с одной стороны, изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, благодаря чему разрушилась распря между Богом и людьми, огненный меч ангела, пресекавший вход в рай, обратился назад, и мы снова получили доступ в рай. С другой стороны, изображается внешняя картина Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью императора Римского Августа.

В шести паремиях содержатся следующие мысли: в 1 паремии (Быт. 1:1-13) говорится о сотворении Богом человека; во 2 паремии (Числ. 24:2-9, 17-18) — о пророчественном предзнаменовании звезды от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3 паремии (Михея 4:6-7, и 5:2-4) — о рождении Иисуса Христа в городе Вифлееме; в 4 (Исайи 11:1-10) — о прозябшем жезле из корене Иессеева, (т.е. об Иисусе Христе) и о том, что на Нем почиет Дух Божий; в 5 паремии (пр. Варуха 3:36-38, 4:1-5) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6 паремии (Дан. 2:31-36, 44-45) — о восстановлении Богом небесного Царствия. По окончании Литургии священнослужители пред иконою праздника, поставленною среди церкви, славят Христа пением тропаря и кондака Праздника.

В самый праздник Рождества Христова торжественная Всенощная начинается Великим повечерием (вместо Вечерни) с пением ветхозаветных стихов: "С нами Бог" (содержащих пророчество об Иисусе Христе) и включением литии, после чего Всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихирах на литии высказываются мысли: о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю и о последовавшей за сим духовно-нравственной перемене в людях. В стихирах на стиховне повторяются те же мысли, что и в стихирах на "Господи воззвах" и на литии, только на других словах. Высказывается также мысль о том, что совершилось преславное чудо: "Слово рождается нетленно от Девы и не отлучается от Отца".

Тропарь:

Рождество Твое, Христе Боже наш,| возсия мирови свет разума: | в Нем бо звездам служащии | звездою учахуся | Тебе кланятися, | Солнцу правды, и Тебе ведети в высоты Востока: | Господи, слава Тебе. Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам через звезду, научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя Востоком с высоты: Господи, слава Тебе. Кондак:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, | и земля вертеп Неприступному приносит: | Ангели с пастырьми славословят,| волсви же со звездою путешествуют,| нас бо ради родися | Отроча Младо, Предвечный Бог. Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог. В каноне высказывается мысль, что родившийся от Девы есть не просто человек, а Бог, явившийся во плоти на землю для спасения людей, как о нем было предсказано в Ветхом Завете. Иисус Христос в каноне называется именами, которыми Его в Ветхом Завете называли пророки. Именуется в каноне Иисус Христос также Благодетелем, примирившим нас с Богом; Отцом, освободившим нас от власти дьявола и спасшим нас от греха, проклятия и смерти.

В прокимне высказывается мысль о поклонении Иисусу Христу всей твари, — "Вся земля да поклонится Тебе, и поет тебе, да поет же имени Твоему, Вышний".

В Апостоле (Гал. 4:4-7) проводится мысль, что через воплощение Иисуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного.

В Евангелии (Мф. 2:1-12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Задостойник.