«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Задостойник:

Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу. Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем. Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, (как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ибо любовь нашу живую Ты знаешь; Ты — Предстательница христиан; Тебя мы величаем. Причастен: "Явися благодать Божия спасительная всем человеком".

В праздник Крещения Господня совершается два великих водоосвящения. Одно — накануне праздника в храме среди дня, а другое — в самый праздник на реках и колодцах.

И то, и другое водоосвящение совершаются так: из Царских врат выходят священнослужители; предстоятель держит на голове Св. Крест, в преднесении светильников. Во время хода певчие поют: "Глас Господень на водах вопиет, глаголя"… и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о Крещении Иисуса Христа. После Евангелия: диаякон произносит ектению; священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся Св. водою освящение, здравие, очищение и благословие. После молитвы священник троекратно погружает Св. Крест в воду, при пении тропаря: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи"… Затем священник освященною водою окропляет храм, всех присутствующих и их жилища. Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке.

127. Богослужение Сретения Господня

Праздник Сретения установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для принесения установленной жертвы и встречи Его здесь праведными Симеоном и Анною пророчицей. Начало торжественного празднования относится к половине IV века. (Рис. 164 л. 39).

В стихирах на праздник Сретения Господня содержатся мысли, что принесением во храм Спасителя выразилось исполнение Господом ветхозаветного закона, что Иисус Христос есть предсказанный пророками Спаситель, воплотившийся для спасения людей, что "Ветхий денми", Бог Саваоф, первое лицо Св. Троицы, ныне видится как Младенец, что древний Законодатель, Творец, становится исполнителем закона, и что теперь начинает светить свет, озаряющий язычников, что Христос, таинственно носимый Херувимами и воспеваемый Серафимами, воспринимается старческими руками Симеона и, как Начальник Ветхого и Нового Завета, в образе двух горлиц принимает в жертву Церковь Ветхозаветную и Новозаветную от язычников и новопросвещенных людей.

В паремиях содержатся следующие мысли: в 1 паремии (составленной из различных мест книги "Исход и Левит") говорится про ветхозаветный закон посвящать богу первенцев; во 2 паремии (Исаии 6:1-12) говорится о видении пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, сидящего на Престоле и окруженного Ангелами; в 3 паремии (Исаии 19:1-21) содержится предсказание о бегстве в Египет, о бедствиях, грозящих египтянам, и обращении их к Богу; и, действительно, по преданию, во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Иисусом Христом.

Тропарь:

Радуйся Благодатная Богородице Дево,| из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,| просвещаяй сущия во тьме: | веселися и Ты, старче праведный,| приемый во объятия Свободителя душ наших | дарующаго нам воскресение.| Радуйся, Благодатная Богородица Дева, п. ч. из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, Старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение. Кондак:

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим | и руце Симеоне благословивый якоже подобаше,| предварив и ныне спасл еси нас, Христе Боже;| но умири во бранех жительство | и укрепи Императора, Егоже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Иисусе Христе, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало, и поспешивший спасти нас, подай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленного Тобою Императора, Единый Человеколюбец. В каноне приглашаются небо и земля и все живые существа видеть, как Единородный Сын Всевышнего, сидящий на херувимах превыше всех небес, во храме является сыном земной Матери в возрасте слабого Младенца и, не имеющий ни малейшего греха, подчиняется закону, данному для грешных смертных. Затем изображается принятие Праведным Симеоном из рук Пречистой Девы Марии Младенца Христа и повторяются сказанные им при этом пророческие слова об Иисусе Христе, как Свете для язычников и славы Израиля.

В прокимне "Величит душа моя Господа" высказывается похвала Матери Божией.

В Апостоле (Евр. 7:7-17) сначала говорится о превосходстве первосвященнического служения и смерти Спасителя перед ветхозаветными жертвами, а затем об отмене закона Моисеева с пришествием Спасителя.