«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наши метрические книги с XVII века делятся на три части: в первую часть вносится крещение, во вторую — брак, а в третью — погребение. При записи нужно обращать особенное внимание на точность и правильность каждого слова и каждой буквы, потому что "метрические свидетельства" очень важны для общественной и государственной жизни. Форма книг такая:

141. Таинство Покаяния

Для людей, согрешивших после крещения, в Церкви установлено Господом Иисусом Христом Таинство Покаяния. В нем кающийся, при видимом объявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Чин или богослужение этого Таинства состоит в следующем. Перед тем, как приступить к Таинству Покаяния, верующий предварительно говеет, т.е. постится, проводит время дома и в храме в молитве, вспоминает и сокрушается о содеянных грехах, а затем выслушивает в церкви "правило" перед Исповедью или ряд покаянных молитв, в которых говорится, чтобы Господь Бог по Своему долготерпению "ослабил, оставил, простил грехи, беззакония и согрешения вольная и невольная, яже в ведении и неведении, яже в преступлении и преслушании бывшая от рабов твоих сих"… Затем священник указывает кающемуся на Св. Икону и напоминает ему. что при исповеди невидимо присутствует Сам Бог, Господь наш Иисус Христос, Который принимает наши исповедания. Поэтому не надо ничего скрывать от своего духовника, который есть только свидетель наших грехов перед Богом, но высказать все грехи, чтобы получить от Господа исцеление. Если же кто умышленно скроет грех, то на нем "двойной грех будет". После выслушивания правила кающийся подходит к священнику, делает земной поклон перед лежащими на аналое Крестом и Евангелием (знак присутствия Самого Господа), и вручает священнику свечу, как жертву Богу за то великое благодеяние, которое он надеется получить после исповеди, т.е. прощение грехов. Вместе с тем свеча есть символ того, что в настоящую минуту сердце кающегося мягко, как воск, и потому готово воспринимать все внушения и распоряжения священника. Затем кающийся подробно перечисляет свои грехи, которые необходимо священнику знать для разрушения их. Иногда священник вопросами помогает ему совершенно высказаться и чистосердечно раскаяться, очистить свою душу.

После исповедания грехов кающийся становится на колени, священник возлагает ему на голову епитрахиль (как видимый знак благодати Божией) и читает разрешительную молитву: "Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя и аз недостойный иерей, властию его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа… аминь". В конце разрешительной молитвы священник благословляет исповедующегося и дает ему целовать Крест и Евангелие. Исповедь у нас совершается обыкновенно перед принятием Св. Таин и потому вечером исповедники выслушивают "вечернее правило", состоящее из положенных на этот случай молитв, акафиста и канонов, а утром "утреннее правило", состоящее из молитв, приготовляющих к Причащению. После покаяния и выслушивания правила человек получает право с благоговением приступить к Св. Причащению Христовых Таин Тела и Крови во оставление грехов и в начало будущей вечной, блаженной жизни.

142. Таинство Брака

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и воспитанию детей. Чин богослужения в таинстве брака распадается на две части: обручение и венчание.

Перед началом священник благословляет брачующихся и дает свечи (возженные), как выражение их радости и надежды, что, по милосердию Божию, и их жизнь будет радостна и светла. Обручение начинается возгласом священника: "Благословен Бог наш"… и великой ектенией с дополнительными прошениями о брачующихся: "о подаянии им чадов в восприятие рода, о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божией, о сохранении их в единомыслии и твердой вере", "о благословитися им в непорочном жительстве и даровати им честнаго брака"… Затем священник читает молитвы: "Боже Вечный, разстоящияся собравый в соединение… Благословивый Исаака и Ревекку, и наследники "я" (их) Твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия"… "Предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие, и соедини и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии". Для выражения неразрывности и вечности союза между женихом и невестой им даются кольца: жениху — невестино, а невесте — женихово. Брачующиеся обмениваются кольцами 152. Затем следуют молитвы с просьбою об утверждении и благословении Господом предполагаемого союза и об утверждении этого союза "перстнем". Читается также сугубая ектения с прошениями за Государя и всю братию, для обозначения и той, между прочим, мысли, что брак есть условие счастья Государства и общества. Этим оканчивается чин обручения.

По окончании обручения священник подводит обрученных ближе к Св. Кресту и Евангелию, лежащим на аналое, при пении: "Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе" и ставит на маленький подножный плат. Священник спрашивает жениха и невесту, имеют ли они непринужденное намерение и согласие вступить в брак и не обещались ли кому-нибудь другому. Вопросы священника и ответы брачующихся составляют наиболее важный психологический момент венчания. Вся прошлая жизнь жениха и невесты, их предбрачное поведение, их слова и чувства проходят в сознании брачующихся. "Если брак законен и чужд укоризны, то будет в нем Христос, единый Чистейший и Святый и непорочный Жених душ". Когда брачующиеся вслух подтвердят свое согласие на брак, священник приступает к совершению самого Таинства, начинается венчание. Произносится возглас: "Благословенно Царство", читается великая ектения, а затем положенные молитвы, в которых Церковь испрашивает венчающимся благ земных и небесных, просит благословить их союз, сохранить целомудрие, даровать детей и радость в детях. В этих молитвах, с одной стороны, вспоминаются Божии слова, находящиеся в Библии, о святом значении Таинства Брака, а с другой стороны, для назидания брачующихся приводится ряд ветхозаветных счастливых супружеств (Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елизавета) и испрашивается у Господа такого благословения и помощи, которых Бог сподобил эти ветхозаветные супружества. Затем священник возлагает венец на жениха, произнося: "венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа". Также возлагает он венец на невесту и три раза благословляет их, говоря: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)" (рис. 245, л. 63). Прежде чем возложить венец, священник крестообразно осеняет им голову венчаемого и дает ему целовать венец. При возложении венцов и благословении брачующихся совершается благодатная минута Таинства — Дух Св. сходит на брачующихся и освящает их для совместной трудовой жизни. Венцы являются как бы наградой за чистоту их жизни до брака и как бы указанием, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода.

Вслед за возложением венцов читается Апостол (Ефес. 5:20-35), в котором говорится о важности таинства брака и об обязанностях мужа и жены, и Евангелие (Иоанна 2:1-11) о чуде Иисуса Христа на браке в Канне Галилейской; читается просительная ектения и поется молитва "Отче наш". В это время приносится чаша с вином. Священник благословляет ее троекратно и дает пить из нее новобрачным в знак того, что они связаны навсегда, и должны иметь все общее, желания и намерения, радости и горе. Вслед затем священник соединяет руки новобрачных и ведет их кругом аналоя, в знак неразрывности их союза, при пении следующих молитв:

* Исайе ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем.

* Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим.

* Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвало, Мучеников радование, ихже проповедь, Троица Единосущная.