«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

12. О церковных песнопениях

Второй составной частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства также выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом Завете, а также и в Новом Завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освятил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую (Мр. 14:26). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа "в псалмах, пениях и песнях духовных" (Ефес. 5:19 и Колос. 3:16). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14:9-40), видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку.

13. Разделение песнопений

На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога в псалмах (???????), пениях (??????) (или гимнах) и песнях духовных (?????) (или одах духовных), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: Псалмы, т.е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (напр. "Благослови, душе моя, Господа", " Помилуй мя, Боже" и др.), песни или гимны — это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно — песнь, воспетая по переходе через Черное море (Исх. 15:1-19), обличительная песнь Моисея перед его смертью (Втор. 32: 1-43), песнь Анны, матери Самуила (1 Царс. 2:1-10), песни пророков: Исаии (Ис. 24: 9-17), Аввакума (3:1-12), Ионы (2:3-10), песнь трех отроков (Дан. 3:24-90), песнь Богородицы (Луки 1:46-55), молитва Захарии (Луки 1:68-79). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. Песни или оды духовные, — это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (напр. Ефес. 5:14; 2 Тим. 2:11-12; Апок. 15:3-4), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велики богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца только XVII века в одной греческой церкви насчитывается до 100 песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше.

14. Разделение песнопений по содержанию

Церковные молитвы и песнопения по содержанию разделяются на: просительные, благодарственные и хвалебные, потому что в одних содержится просьба к Богу, в других — благодарение, а в третьих — хвала. Но, кроме того, молитвам и песнопениям усвояются еще названия в зависимости от формы, времени и порядка их исполнения за службами, а равно в зависимости от молитв, после которых они поются. Для примера можно указать следующие названия: "стихира", "тропарь", "кондак", "катавасия", "антифон" и др.

15. Символические действия

Св. действия и обряды, являющиеся третьей составной частью богослужения, потому употребляются за богослужением и потому называются символическими, что за видимым, внешним способом их совершения лежит и скрывается какая-нибудь священная мысль, и что, благодаря молитвенному освящению, даже вещественные и земные предметы приобретают иное, религиозное достоинство. Символическими действиями являются: крестное знамение, поклон, коленопреклонение и падение ниц, благословение священнодействующих, каждение икон и народа, возжигание свечей и елея и окропление святой водой.

Крестное знамение. Для совершения крестного знамения складываются три перста правой руки (большой, указательный и велико-средний) в честь Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы, а два других пригибаются к ладони в ознаменование соединения двух естеств в Иисусе Христе. Сложенные так персты сперва кладут на чело, потом на грудь и, наконец, на правое и левое плечо. Истовым, неторопливым изображением мы показываем, что мы сознательно молимся, что крест близок нам, касается нашего сердца, находится перед нашими взорами, освящает наш ум, сердце и силы.

Поклон. В обыкновенной жизни мы кланяемся, когда просим кого-нибудь, или благодарим, или приветствуем. В храм мы приходим для того, чтобы просить Бога о чем-нибудь, или поблагодарить, или прославить Его, а потому все такие чувства и в храме необходимо сопровождаются поклонами.