«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

14. Разделение песнопений по содержанию

Церковные молитвы и песнопения по содержанию разделяются на: просительные, благодарственные и хвалебные, потому что в одних содержится просьба к Богу, в других — благодарение, а в третьих — хвала. Но, кроме того, молитвам и песнопениям усвояются еще названия в зависимости от формы, времени и порядка их исполнения за службами, а равно в зависимости от молитв, после которых они поются. Для примера можно указать следующие названия: "стихира", "тропарь", "кондак", "катавасия", "антифон" и др.

15. Символические действия

Св. действия и обряды, являющиеся третьей составной частью богослужения, потому употребляются за богослужением и потому называются символическими, что за видимым, внешним способом их совершения лежит и скрывается какая-нибудь священная мысль, и что, благодаря молитвенному освящению, даже вещественные и земные предметы приобретают иное, религиозное достоинство. Символическими действиями являются: крестное знамение, поклон, коленопреклонение и падение ниц, благословение священнодействующих, каждение икон и народа, возжигание свечей и елея и окропление святой водой.

Крестное знамение. Для совершения крестного знамения складываются три перста правой руки (большой, указательный и велико-средний) в честь Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы, а два других пригибаются к ладони в ознаменование соединения двух естеств в Иисусе Христе. Сложенные так персты сперва кладут на чело, потом на грудь и, наконец, на правое и левое плечо. Истовым, неторопливым изображением мы показываем, что мы сознательно молимся, что крест близок нам, касается нашего сердца, находится перед нашими взорами, освящает наш ум, сердце и силы.

Поклон. В обыкновенной жизни мы кланяемся, когда просим кого-нибудь, или благодарим, или приветствуем. В храм мы приходим для того, чтобы просить Бога о чем-нибудь, или поблагодарить, или прославить Его, а потому все такие чувства и в храме необходимо сопровождаются поклонами.

Kneeling and prostrating. Kneeling is an expression of our obligation to God, and prostrating ourselves is an expression of the deepest humility and recognition of the thought that we are earth and dust before God (Gen. 18:2).

Benediction. The blessing of the clergy is a sign of the bestowal of God's blessing on people. It is God's blessing, because: the priest represents the image of the Savior during the service; the priest blesses the worshippers with the sign of the Cross, which is the instrument of our salvation; in the very sign of the finger are depicted the initial letters of the Name of the Saviour: Is. Xp.

Lighting candles. The use of candles and lamps during divine services existed in the Old Testament, and in the New Testament it existed from the very beginning of the Church of Christ. Candles are not only necessary for the illumination of churches, which are sometimes dark, but also increase the solemnity and joy of the service. In addition, fire is a sign of ardent love and fervent faith in the saint before whom we place a candle. Light is a sign of our enlightenment, which we receive from imitating the life of a saint. The whiteness of wax signifies the purity of our soul, and its softness signifies the goodness of character.

Censing. The censing of St. The icons express our reverence for the saints depicted on the icons, and the censing of the people inspires the worshippers that their prayers must be fervent in order to ascend to heaven like incense. In addition, the smoke of incense that embraces the worshippers signifies the grace of God, which also surrounds us.

Sprinkling with holy water. Giving cheerfulness to a person, like any water, consecrated water reminds the Christian of spiritual cleansing and spiritual vigor, giving this purification and cheerfulness to those who take holy water with faith and are sprinkled with it.

16. The Necessity of Rites in Divine Services