Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит НЕКТАРИЙ (АНТОНОПУЛОС)-ВОЗВРАЩЕНИЕ. -ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ-(перевод

Евангельская притча о блудном сыне описывает историю человеческого падения и покаяния. Это некая схема пути, по которому каждый из нас проходит от греха к Богу. Повествование о человеке, оставившем родной дом, а затем вернувшемся к отцу, справедливо названо Евангелием из Евангелий, и очень точно подмечено: если бы от Евангелий осталась только одна эта притча, то ее было бы достаточно, чтобы нам открылась неисчерпаемая любовь Божия к человеку. Поэтому многие толкователи считают, что правильнее назвать ее не "Притча о блудном сыне", но "Притча о любоблагоутробном Отце". В притче следует различать четыре момента: 1) богоотступничество как следствие греха; 2) покаяние; 3) неисчерпаемая любовь Бога Отца; 4) рассудочная, расчетливая "любовь" старшего сына.

Грех и его горькие плоды

С первых же строк притча вполне определенно показывает, что есть грех. Обычно мы понимаем его как преступление неких законов или неисполнение какого-то долга перед Богом и ближними. Но грех - явление несравненно более глубокое. Так, блудный сын не просто нарушает некий закон, он восстает, бунтует против отца, властно требуя от него: "Дай мне следующую мне часть имения". Получив свое, он уходит далеко от отцовского дома. Здесь содержится еще одно определение греха: это не только мятеж против Бога, но и удаление, бегство от Бога. Согрешив, человек бежит от Небесного Отца, отсекает себя от Церкви, от семьи Божией. Он больше не разделяет радости дома Божия. Следующие глаголы являются характерными при описании греховных действий: "удаляюсь", "не имею части", "теряю", "лишаюсь". Итак, грех - это не только беззаконие, преступление закона Божия, но и то, что отсекает и отчуждает человека от Бога и от тела Церкви.

И там расточил имение свое, живя распутно.

В далекой стране блудный сын промотал имение своего отца, то есть расточил дары Божий. Мятеж, бегство, удаление от тела Церкви, расточение своих природных сил, жизнь во блуде - вот путь греха.

Бытует ошибочное представление, что своими грехами мы "обижаем Бога", заставляем Его "гневаться" и "наказывать нас". Однако Бог нелицеприятен, Он любит всех людей, наши грехи не изменяют Его природы. В результате греха мы в первую очередь ввергаем в различные бедствия и мучаем самих себя. Мы бежим от жизни и идем к смерти, поскольку расплата за грех - смерть. Грех в любом случае ведет к самоуничтожению. Это опасная болезнь души, которую вызывает не "гнев Божий", но наш свободный выбор. Это болезнь, которая ведет к смерти. Поэтому в притче отец и называет своего сына "мертвым". Выходит, что последствия, плоды греха весьма горьки. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2, 9). Но при всем том скорбь, печаль, горечь и страдания - эти неизбежные спутники греха - могут послужить нам на пользу. Они побуждают нас остановиться на краю гибельной пропасти, осознать, в каком бедственном состоянии мы находимся. Именно так случилось и с блудным сыном.

Путь покаяния

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. (Лк. 15,17-20)

Что есть покаяние, а что таковым не является