Kniga Nr1052

Более того, по весьма точному замечанию Ленн Оакс, люди уходят из НРД не только в результате глубокого разочарования126. Многие из них довольные, успешные и сумевшие в НРД себя частично реализовать, их покидают. Они не обращают внимания на недостатки лидера и организации, их не смущает внутренняя противоречивость и порой переходящая все границы экзотичность вероучения. Сам факт успеха в группе может стать толчком для поиска более удобных и совершенных условий для самореализации в окружающем обществе. Придя в НРД как-то обиженными жизнью и уставшими от мира, некоторые из них смогли преодолеть себя и добиться в чем-то успеха. Они выросли из НРД, которое начинает уже стеснять их свободу действий, мысли, самовыражения, ограничивает их и препятствует их дальнейшему развитию.

12bZablocki В. Alienation and Charisma. A Study of Contemporary American Communes. New York & London : The Free Press & Collier Macmillan Publ., 1980. 455 s.

l260akes L. Prophetic Charisma. The Psychology of Revolutionary Religious Personalities. Syracuse : Syracuse "University Press, 1997. 246 s.

82

На последней стадии самостоятельного выхода индивид выбирает скрытый, открытый или декларативный способы дефекции127. Скрытый совершается тайно, с целью избежания противостояния, давления и помех со стороны членов религиозной организации. Открытый производится прямо, но без большого шума, и, как правило, сопровождается безуспешной попыткой договориться с лидерами организации. Декларативный характеризуется повсеместным привлечением внимания к совершающемуся событию и сопровождается бурным выражением негативных эмоций и различных разоблачений. Существует взаимосвязь между способом выхода и временем пребывания в группе. Так, новички, пробывшие в организации менее года, выбирают чаще всего скрытый способ, в то время как старые адепты, «ветераны» религиозной жизни в НРД предпочитают открытый и декларативный выход.

Вопреки распространенному мнению не существует каких-либо сроков пребывания в сектах и культах, после которых выход по определению не возможен. Известны многочисленные примеры, когда из сект и культов уходили люди после многих десятилетий пребывания в них. В больших количествах уходят из НРД люди рожденные и воспитанные в них. Тем не менее наиболее часто люди покидают НРД во время первого года пребывания.

Изгнание. Второй по степени распространенности тип дефекции, изгнание, включает в себя процесс исключения человека из группы, инициированный самой религиозной организацией128. Для сохранения и поддержания ожидаемого нравственного состояния, вероучения, ритуальной практики, единства внутренней структуры все традиционные религии и НРД изгоняют людей, как-то угрожающих существованию сложившихся норм, правил и принципов построения группы. Большой процент изгнаний, внутренней «чистки рядов» при высоком уровне требований к адептам является одним из способов поддержания характерного для многих НРД сильного напряжения с окружающей социокультурной средой. Подобное напряжение составляет один из факторов успеха развития группы129.

121 Wright S. A„ Ebaugh H. R. Leaving New Religions // The Handbook on Cults and Sects in America / Ed. D. G. Bromley, J. K. Hadden Greenwich-London : JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. B. S. 126—128.

l28Robbins T. Cults, Converts and Charisma: The Sociology of New Religious Movements. London-Newbury Park-Beverly Hills-New Delhi : SAGE Publications, 1988. S. 88—89.

129Stark R., Iannaccone L. R. Why the Jehovah's Witnesses Grow so Rapidly: A Theoretical Application // Journal of Contemporary Religion. 1997. Vol. 12:2. S. 152.