Kniga Nr1052

Переключение. Четвертым типом дефекции является переключение — переход из одной религиозной группы в другую. Появление критического отношения индивида по отношению к конкретному НРД, сопровождающееся дефекцией, далеко не всегда означает его разочарование в феномене сектантства в целом. Многие продолжают в течение всей своей жизни экспериментировать с разнообразными формами нетрадиционной религиозности, кочуя из одной группы в другую в поисках идеально подходящей их запросам и требованиям секты или культа.

Выделяется два типа переключения132. Первый предполагает переход в более либеральную, свободную в области требований и норм религиозную организацию. Второй — в более консервативную и строгую организацию. Считается, что представители первого типа переключения являются менее религиозно активными. Переключающиеся вообще более религиозно активны, чем люди, просто порывающие с любыми формами религиозной вовлеченности.

131 Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 102—109.

132Albrecht S. L., Bahr Я. М. Patterns of Religious Disaffiliation: A Study of Lifelong Mormons, Mormon Converts, and Former Mormons // Journal for the Scientific Study of Religion. 1983. Vol. 22:4. S. 366—379.

85

Практически всегда после выхода из любой религиозной организации сохраняется остаточное влияние группы на уровне мировоззрения, эмоций, форм поведения, особенностей восприятия и оценки, неосознаваемых установок и т. д. При самостоятельном выходе, изгнании и спонтанном изъятии оно проявляется гораздо сильнее, чем при целенаправленном изъятии. В случае «переключения» новая религиозная идентичность может содержать в себе ярко выраженные элементы прежней вовлеченности.

НРД затрачивают достаточно много сил на поддержание членства и предупреждение самостоятельного выхода и изгнания, но в тех случаях, когда человек сам решается выйти из организации, его в подавляющем большинстве случаев преследовать не будут. Исключение составляют те случаи, когда с НРД порывает кто-то из его руководства или старые члены, способные при желании принести вред организации и, как правило, являющиеся самыми серьезными оппонентами религиозных организаций. В особый разряд «имеющих проблемы с выходом» попадают случаи дефекции из организации людей богатых или имеющих какие-либо обоснованные или искусственно выдуманные финансовые обязательства перед НРД. История, однако, знает немногочисленные примеры, когда НРД жестко преследовало людей, выходящих из организации, всячески терроризировало их, в некоторых случаях убивало, либо калечило и возвращало в секту, сажая их в свои тюрьмы. В качестве классического примера такого отношения к своим последователем можно упомянуть Аум Синрике в шестилетний период до совершения газовой атаки в Токийском метро в 1995 г.133

Таким образом, основную сложность при дефекции составляет в большинстве случаев лишь процесс возвращения человека в жизнь общества: поиск новой работы, восстановление учебы, друзей, круга общения. При этом осложняется этот процесс из-за самого общества, в котором, как правило, отсутствует «культура» нормального, корректного отношения к бывшим членам сект и культов. Нередко им приходится сталкиваться с отторжением, непониманием, стигматизацией их как людей в чем-то ущербных и неполноценных.

шТппк S., Hall J. R. The Violent Path of Aum Shinrikyo // J. R. Hall, P. D. Schuyler S. Trinh Apocalypse Observed: Religious Movements and Violence in North America, Europe and Japan. London and New York : Routledge, 2000. S. 76—110.