Kniga Nr1052

ком большой «специфичности» и полностью чуждой его окружению «оригинальности» его идей и личности. Во втором случае он сам, его идеи и индивидуальные свойства будут не настолько важны, интересны и новы, чтобы вызвать к ним внимание в обществе и пробудить новое религиозное движение137.

Впоследствии сформировались три традиции в разработке понятия «харизма». Каждая из них в той или иной мере заимствовала определение Вебера, претендуя при этом на полное преемство в этом вопросе от великого ученого.

В рамках первой традиции феномен харизмы полностью сводится к индивидуальным качествам и способностям индивида. Все определения харизмы полагают ее как набор личностных психологических характеристик харизмата, благодаря которым он обладает необычной способностью влиять на людей и пробуждать у них личную привязанность и уважение138. Соответственно основная проблема сводится к поиску и выявлению этого «индивидуального харизматического набора» характеристик. Нарциссизм, самоуверенность, целеустремленность, непосредственность, граничащая с фамильярностью и наглостью, независимость и любовь к риску, экспрессивность, театральность и драматичность, фанатичная привязанность к символам и собственным идеям, поверхностность мысли, нелогичность и целый ряд других качеств наиболее точно соответствуют, по мнению представителей этой традиции, психологическому портрету харизматического лидера. Кроме того, предполагается, что большинство обладателей личной харизмы имеют богатый опыт общения с людьми и участия в других религиозных организациях.

В границах второй традиции утверждается, что феномен харизмы нельзя определить через набор каких-либо психических или физических характеристик индивида. Харизма понимается, прежде всего, как явление интерсубъективное, определяемое исключительно через особую структуру социальных отношений. Последняя включает в себя процесс социального признания и

1S7Waddell R. G. Charisma and Reason: Paradoxes and Tactics of Originality // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5. S. 1—10.

138См. напр.: Stark R, Bainbridge W. S., Lynne R. The Arithmetic of Social Movements: Theoretical Implications // R. Stark, W. S. Bainbridge. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley : University of California Press, 1985. S. 346—365; Oakes L. Prophetic Charisma. The Psychology of Revolutionary Religious Personalities. Syracuse : Syracuse University Press, 1997. 246 s.; Хоффер Э. Истинноверующий. Минск : ЕГУ, 2001. С. 131—134.

95

почитания какого-либо индивида в качестве человека с экстраординарными способностями, наделяющими его правом обладания властью над последователями189. Харизматический лидер для осуществления своей власти нуждается в постоянном процессе лодтвержде. ия своих полномочий со стороны последователей, в полной зависимости от которых он находится. Иначе говоря, харизма социально конструируется и при этом не важно, обладает ли харизматический лидер в реальности какими-либо особыми качествами или нет. Важен сам факт присутствия и постоянного поддержания особого отношения к нему со стороны окружающих. В этой традиции утверждается, что харизма может существовать лишь в виде харизматического движения.

В третьей традиции, которая вероятно наиболее полно отражает позицию Вебера, постулируется полная зависимость феномена харизмы как от индивидуальных характеристик индивида, так и от их подтверждения и признания его социальным окружением. Утверждается невозможность сведения феномена харизмы только к одному из двух полюсов. Типичным представителем этой традиции является Арчи Смит со своей теорией возникновения лидерства в НРД140. Согласно Смиту, наделенный определенными талантами лидер группы предлагает своим последователям целый набор не слишком серьезных и не глубоко разработанных идей, норм и правил поведения. Последователи принимают их и одновременно учатся реагировать на парадигму общения, устанавливаемую лидером так, как он этого хочет. Лидер постепенно усиливает свои претензии, усложняет учение, делает более строгими правила и т. д. Видя, что нововведения принимаются его последователями, он все более уверяется в их правомочности и собственной избранности. Лидер провозглашает себя Богом, и члены группы принимают его новый образ. Весь процесс развивается в течение продолжительного периода времени и практически неосознанно. Лидер попадает в тиски созданного им же образа, становится источником и жертвой собственного процесса обожествления. Последователи снова и снова добровольно подтверждают и признают свою зависи-

139См. напр. : Bradley R. Т. Charisma and Social Structure. A Study of Love and Power, Wholeness and Transformation. New York : Paragon House, 1987. S. 49—72; Wallis R. The Social construction of charisma // Social Compass. 1982. Vol. 19:1. S. 25—39.