Kniga Nr1052

• святой — обучает практике изобретенных им новых либо развитых им старых техник духовного развития, самосовершенствования и самопознания (секты, культы).

Рутинизация харизмы. Вебер подчеркивал глубокую, внутреннюю неустойчивость харизматического лидерства и разработал в соответствии с этим теорию «рутинизации харизмы». Ученый утверждал, что с момента полагания харизмы в виде какой-либо социальной структуры, даже очень подвижной, сама харизма в чистом виде начинает умаляться и исчезать, т. е. начинается процесс рутинизации харизмы. Появление любых форм структуры неизбежно начинает оказывать давление на харизму и все движение в целом в сторону их всесторонней институализации. Увеличение строго фиксированных норм и правил, рационализация структуры в целом и отдельных структурных взаимосвязей в частности значительно упрощает управление организацией, повышает ее шансы на выживание в долгосрочной перспективе, открывает возможность планирования ее развития, уменьшает напряжение с окружающим обществом и т. д. Постепенно происходит радикальная трансформация всех сторон ее жизнедеятельности и замена личной харизмы, так называемой институализированной харизмой.

Сопротивление процессу рутинизации практически всегда приводит к распаду харизматического движения сразу после смерти его лидера или, не редко, еще при его жизни. Поэтому в

ii2Wach J. Religionssoziologie. Tubingen : J. С. В. Mohr, 1951. S. 387—422; Bird F. Charisma and Leadership in New Religious Movements // The Handbook on Cults and Sects in America / Ed.: D. G. Bromley, J. K. Hadden. Greenwich-London : JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. A. S. 75—92.

98

интересах самого харизматического лидера является обеспечение наиболее безболезненного начала процесса институализации харизмы и одновременно создание механизмов ее благополучного завершения после его смерти. Ради предохранения НРД от возможного раскола, харизмат должен определить себе наследника или заранее предусмотреть и утвердить механизм его избрания. Если этого не будет сделано или если наследство и механизм передачи власти будут определены не достаточно ясно, четко и однозначно, в организации начнется борьба за власть и правильную интерпретацию сказанного умершим харизматом.

Выделяется три наиболее распространенных типа институализированной харизмы, появляющихся на месте личной харизмы:

1) административная, или бюрократическая харизма. Передается по решению уполномоченного совета руководителей НРД одному из потенциальных кандидатов на основании оценки его личных качеств, знаний, умений, навыков и опыта, наиболее подходящих для руководства организацией;

2) наследственная харизма. Передается харизматом по наследству одному из членов семьи либо по его личному выбору и решению кому-либо из ближайшего окружения;

3) сверхъестественная харизма. Передается под «руководством» и при непосредственном «участии» духовных и сверхъестественных сил (например, механизмы признания очередного перерождения «кармапы» в тибетском буддизме и др.).

Представители институализированной харизмы любого типа вынуждены проводить ряд мероприятий и структурных изменений в организации, основная цель которых будет заключаться в искусственном поддержании «актуальности» новой харизмы. К таковым можно отнести: