Kniga Nr1052

48

• выявление факторов, влияющих на развитие НРД;

• кризисы и проблемы НРД.

Необходимо учитывать, что общетеоретические исследования в этой области практически всегда относились к вполне конкретному типу НРД, а именно к сектам и культовым движениям и практически не затрагивали такие слабоструктурированные формы сектантской организации, как клиентурные и аудиторные культы64.

Трансформации НРД. Первоначально все вопросы развития НРД сводились исследователями к проблеме трансформации разных типов религиозных организаций друг в друга. При этом самые первые работы концентрировались исключительно на анализе трансформации сект в Церкви65. Так, Нибур, которого можно считать родоначальником этой идеи, говорил о неизбежности превращения сект в Церкви. Ученый считал, что НРД, пытаясь систематически завоевать внимание или установить контроль над окружающим миром, незаметно начинает трансформироваться, терять свои сектантские черты, обмирщаться. Увеличение количества последователей, появление второго их поколения, рожденного в секте, материальное благополучие руководства играют важную роль при этом. Кроме того, для поддержания большого количества членов, вступающих в группу, секта должна провести комплекс внутренних трансформаций, институализировать подготовку священства, ввести ряд структурных изменений, направленных на сохранение и поддержание членства в группе и т. д.

Впоследствии начинают изучаться процессы трансформации сект и культов в иные типы религиозных организаций и разных типов сект и культов друг в друга. Так, Бэккер в своих более поздних работах допускал возможность трансформации культа, как самой подвижной и аморфной формы религиозной организации, в более устойчивые и структурированные — в секту, деноминацию, церковь66. Уилсон, Старк и Бэинбридж в рамках своих типологий НРД предполагали вероятность трансформации одного типа секты или культа в другой. Лифтон, Бэинбридж, Шмид говорили о возможности превращения любой организации в секту.

См. выше типологию Старка и Бэинбриджа.

Niebuhr R. Я. The Social Sources of Denominationalism. New York & London : A Meridian book, 1975. S. 18—21. Becker H. Sociologie als Wissenschaft vom Socialen Handeln. Wurzburg : Holzner Verlag, 1959. S. 190.

49

В настоящее время большинство ученых мира признают реальность превращения разных типов религиозных групп друг в друга. Однако сам факт признания таких трансформаций имеет далеко идущие последствия для самих HP Д. Многие из них претендуют на статус «Церкви» и «религии», ссылаясь при этом на продолжительность своего существования, рутанизацию харизматического лидерства, профессионализацию священства, выработку механизмов социализации подрастающего поколения, фиксацию вероучения и т. д. Нередко они получают соответствующее признание со стороны некоторых ученых. В этом смысле показательны работы российского религиоведа Иваненко С. И., в которых Свидетели Иеговы и кришнаиты представляются в качестве религий67. Так как никакой конечной инстанции по признанию и регистрации фактов трансформации сект и культов в Церкви и религии не существует и существовать не может по определению, сам вопрос в каждом конкретном случае обречен оставаться предметом профессиональной дискуссии в научных кругах и темой бурных политических, идеологических и правовых баталий, содержание которых по разному определяется историей и культурой разных стран мира.